Японский премьер прибыл в Москву обсуждать возможность заключения мирного договора с Россией. Однако без передачи четырех южных островов Курильской гряды по мысли японцев это невозможно. Говоря об этой проблеме, России, как и жителям Курил стоит помнить о печальной судьбе давних жителей японских и Курильских островов айнов, подвергшихся геноциду японцев и о том, что Токио на этом не остановится.
В Москву прибыл японский премьер Ясуо Фукуда, целью визита которого стало проведение "нового раунда переговоров по мирному договору". Позиция Японии осталась прежней: четыре крайних южных острова Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи) – исконная японская территория", которые им необходимо вернуть. А без территориальных уступок Москвы Токио и думать не хочет о подписании договора.
Напомним, что этот спор продолжается с 1945 года. В то время милитаристская Япония была союзником нацистской Германии и врагом СССР. Заняв Курилы и разгромив японские войска, советская армия выполнила обязательство перед Союзниками. Однако стороны так и не подписали мирный договор, фактически, до сих пор находясь в состоянии войны.
В своем комментарии "Правде.ру" руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока Виктор Павлятенко сказал: "Никто ничего обсуждать не будет, поскольку не было и подготовительной работы, поскольку Россия занимает крайнюю позицию – "позади нас Москва". Если же говорить о сути проблемы, то она заключается в демаркации границы в соответствии с международными правилами. А этого пока не наблюдается".
Зачем японцам нужны Курилы? Большую роль в территориальном споре играют экономические интересы: в этом районе находятся огромные запасы рыбы и морепродуктов, а также нефти и газа.
Япония решила добиваться возвращения Курил постепенно, принципиально изменив тактику ведения переговоров. Отныне она сводится к тому, чтобы регулярно, но без грубостей, напоминать России, что она занимает "чужую территорию". Как говорится, вода камень точит и расчет строится на том, что когда-нибудь Москва устыдится своего поведения и уступит владельцу "незаконно занимаемую собственность".
Однако всякий раз японцам намекали на то, что излишнее внимание к проблеме "северных территорий" может повредить продвижению японских товаров на российском рынке. Кроме того, год от года Япония всё сильнее "подсаживается" на российскую "энергетическую иглу" и не в ее интересах, чтобы российские нефть и газ изменили маршрут своей транспортировки.
Кроме того, Россия не может отдать Курилы хотя бы потому, что там проходит фарватер, по которому наш Тихоокеанский флот выходит в открытый океан. И в случае передачи островов он фактически будет заперт.
В следующий раз японская сторона может поднять этот вопрос на встрече "Большой восьмерки", которая состоится этим летом. Однако Токио уже пытался это делать и всякий раз подобные попытки кончались ничем.
Сегодня кое-кто из либеральных политиков предлагает отдать спорные острова и тем самым урегулировать проблему раз и навсегда. Однако этого не получится. Стоит только это сделать, как японские территориальные претензии расширятся до размеров всех Курил, а то и до южного Сахалина, которым они когда-то владели. Однако стоит заметить, что аппетиты Токио всегда простирались дальше четырех южных островов.
В своем комментарии "Правда.ру" руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока Виктор Павлятенко заметил: "В случае возвращения Хабомаи, Шикотана, Кунашира и Итурупа у Японии автоматически появятся основания не ограничиваться только ими". И действительно, поскольку в 1855 г. мы добровольно уступили южные острова японцам, а в 1875 г. и остальную часть, это может действительно стать прецедентом для дальнейшего движения "на север".
Дело в том, что понятие "северные территории" для японцев довольно растяжимое и стоит им только дать слабину, как они тут же захотят новых территориальных приобретений. В числе причин может быть и та, что согласно одной из версий ученых, рано или поздно японские острова исчезнут в пучине. А раз так, надо любым способом проникнуть на континент и обеспечить себе прочный тыл.
Причем аппетиты японцев не ограничиваются лишь островами в Японском и Охотском морях. Еще во времена японского милитаризма была разработана теория, которая должна была обосновать их право назахват Восточной Сибири, включая Якутию. По ней, якутская нация является потомками японцев, которые якобы в доисторические времена покинули Японию и поселились к западу от Охотского моря, где живут до сих пор. Правда, с течением времени она перемешалась с аборигенами и так якобы и получились якуты. Однако несмотря на абсурдность этой теории, в 1920–30-е годы она активно использовалась японскими милитаристами для провокаций против СССР. На протяжении этих лет Якутия несколько раз объявлялась на военном положении из-за массовых восстаний местного населения. Естественно, что недовольство было вызвано во многом карательной политикой советской власти, но при этом в событиях нередко прослеживался тот самый "японский след". Тогда Токио готовил против СССР агрессию и пытался опереться в этом на коренные народы Восточной Сибири. Забывать об этом не стоит. Передачей четырех "спорных" островов проблему не решить, ведь суть ее состоит в том, что японцы, стесненные на небольшой территории, пытаются увеличить ее за счет соседей, причем не только России, но и Китая и Южной Кореи, если вспомнить, как они пытаются отобрать у Пекина и Сеула острова в Желтом море. И если мы отдадим хоть один из островов, японские аппетиты тут же распространятся чуть ли не на весь российский Дальний Восток.
На чем же основаны претензии Японии? Токио ссылается на российско-японский Трактат о торговле и границах 1855 года, по которому спорные территории были признаны японскими. Однако мы тоже можем вспомнить исторические примеры вроде того, как айны северного Хоккайдо в конце XVIII –1-й половине XIX веков присягали на верность российскому правительству. А раз так, то в ответ на требование "северных территорий" Россия может выставить контртребование "южных территорий".
Некоторое время назад среди части жителей Курил были популярны идеи о присоединении к Японии в надежде на то, что автоматически они "заживут как японцы". Однако напомним, что стало с айнами, одним из древнейших народов Земли, являвшимися, по мнению многих этнографов, первыми жителями японских островов.
И хотя японцы организовали настоящий геноцид этого народа, оправдывая свои действия тем, что его представители якобы "эбису" (дикари) и "тэки" (звери). Однако "варварами" айны не были. Их культура Дземон является одной из древнейших в мире. По разным данным, она появилась еще 5–8 тысяч лет назад, когда о японской цивилизации еще никто не слыхал. По мнению многих этнографов, именно от айнов японцы переняли многие свои обычаи и особенности культуры, начиная от обряда сеппуку и кончая священного комплекса Синто и императорских атрибутов, включая яшмовые подвески.
С VIII в. японцы не прекращали вырезать айнов, которые бежали от истребления на север – на Хоккайдо, Курильские острова и Сахалин. В отличие от японцев, русские казаки их не убивали. После нескольких стычек между похожими внешне голубоглазыми и бородатыми пришельцами с той и другой стороны установились нормальные дружеские отношения. И хотя айны наотрез отказались платить налог "ясак", однако никто их за это в отличие от японцев не убивал. Впрочем, переломным для судьбы этого народа стал 1945 г. Сегодня в России проживают лишь 12 его представителей, поскольку новые советские власти прогнали айнов с южного Сахалина и Курил, не отличив их от японцев. В Японии их возвращение встретили без особой радости.
И уничтожение "бородатого народа" в Японии прекратилось лишь после падения милитаризма в 1945 г. Однако культурный геноцид продолжается и по сию пору. Показательно, что точной численности айнов на японских островах не знает никто. Дело в том, что в "толерантной" Японии нередко до сих пор наблюдается довольно надменное отношение к представителям других национальностей. И айны не стали исключением: их точную численность определить невозможно, поскольку по японским переписям они не значатся ни как народ ни как национальное меньшинство. Согласно данным ученых, их общая численность не превышает 16 тыс. человек, из которых чистокровных представителей не более 300. Кроме того, зачастую айнам оставляют самую непрестижную работу. И японцы активно проводят политику их ассимиляции и ни о каких "культурных автономиях" для них и речи не идет.
И судьба айнов весьма поучительна для тех, кто ратует за присоединение российских территорий к Японии. Надеяться на то, что оставшихся на них россиян там будут носить на руках, по меньшей мере наивно.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.