Болгария, Россия, Сербия, Черногория празднуют 130-летие турецкого разгрома, закреплённого Сан-Стефанским миром 3 марта 1878 года. Тогда православные народы Балкан обрели свою независимость. Однако не все знают о том, что в благодарность за это нам отплатили изменой. И сегодня, по-новому строя с ними отношения, России надо помнить о том, что история может повториться.
3 марта 1878 г. между Россией и Турцией был подписан мирный Сан-Стефанский договор, завершивший Русско-турецкую войну 1877–78 гг. Наша армия менее чем за год разбила вооруженные силы своего исторического противника и спасла братские славянские балканские народы от уничтожения. Напомним, что война эта была начата Россией ради спасения в первую очередь болгар, которые подняли в 1876 г. заведомо неудачное восстание против турецкого владычества, а также сербов, чьё восстание в Боснии было жестоко подавлено.
Почти одновременно против Порты выступили тогда автономные княжества Сербия и Черногория, решившие вступиться за православных боснийских повстанцев. Однако их сил оказалось слишком мало для того, чтобы разгромить многочисленную турецкую армию. И за каких-то полгода восставшие славяне были разбиты. В наказание, как и рассчитывали организаторы выступления, турки устроили дикую резню болгарского населения.
Братская православная Россия не могла остаться равнодушной к страданиям единоверцев и волей "Царя-Освободителя" объявила им войну, которая стоила ей сотен тысяч солдатских жизней. И хотя Османская империя была разгромлена наголову, кроме безграничных словесных благодарностей братьев-славян и международной изоляции России мы, кроме микроскопических территориальных приобретений, ничего не получили. Более того, через несколько месяцев восторженное ликование со стороны тех же болгар и прославление "освободителей" сменилось презрительными плевками и наклеиванием ярлыков "руснаци" со стороны многих из них.
Что же вызвало такое странное разочарование в освободителях? Да то, что из-за непомерных амбиций болгарских политиков мы не пожелали драться с половиной Европы. Дело в том, что резкое усиление России на Балканах в планы Запада не входило и он потребовал пересмотра договоренностей в Сан-Стефано 3 марта 1878 года. В противном случае нам грозила новая Крымская война. В первую очередь, нашими соперниками традиционно выступили Англия, а также Австрия.
Русские войска уже стояли возле перепуганного насмерть Стамбула. И тут последовал грозный окрик из Лондона: "Занятие османской столицы означает начало войны!" И в тот момент, когда можно было раз и навсегда сокрушить ненавистного исторического противника, мы отступили.
Кроме того, чтобы австрийцы не ударили нам во фланг, России пришлось согласиться на последующую оккупацию ими Боснии-Герцеговины. И напомним, что всё это не ради процветания недавно освобожденного от крепостного рабства русского крестьянина, а ради спасения других славянских народов. И вот тут-то именно мы своими же руками заложили фугас Первой мировой войны, рванувший почти через 40 лет. Ведь с какой стороны не посмотреть, но роковой выстрел Гаврилы Принципа в Сараево 28 июня 1914 года спровоцировали мы сами. И в итоге России пришлось в очередной раз ввязаться в глобальную войну, к которой она не была готова и которая её погубила.
При этом в том же победном 1878 году (в июле) нам пришлось подписать в Берлине новый мирный договор, который, по сути, аннулировал большую часть Сан-Стефанских достижений, "урезав до щегла двуглавого орла".
Почему же мы тогда дрогнули, сделав ненужными те громадные жертвы, которые мы понесли ради спасения балканских "братушек"? Всё дело было в противоречивой русской дипломатии, которая никак не могла воспользоваться блестящими достижениями русского оружия. Возьмём хотя бы более ранние события 1848–49 гг., когда мы в ущерб себе подавили Венгерское национальное восстание против австрийского владычества.
Разумеется, будь на нашем месте Англия, она бы не преминула воспользоваться таким подарком судьбы, чтобы поддержать венгерских повстанцев и развалить по бревну заведомого военного противника. Однако царская Россия была крайне удивительной страной. Вместо того, чтобы поддержать венгров и разбить Австрию в груду лояльных нам осколков, мы подавили их своими же руками, навсегда став для них "карателями и душителями свободы".
Зато мы спасли братский монархический режим от революции. И благодарность австрийского императора не заставила себя долго ждать. Разве можно без смеха читать хныканье российских дипломатов того времени, жаловавшихся на коварство спасенных руками Николая I австрийцев, которые во время Крымской войны угрожали присоединиться к враждебной нам коалиции Англии, Франции, Турции и Сардинии и заставили нас отвлечь на охрану западных границ 200-тысячную армию из-под Севастополя?
Впрочем, полученный урок не пошел впрок и его донельзя либеральному сыну Александру II. Царь-"Освободитель" заглотил подсунутый ему нашими славянскими братьями крючок и ввязался в ненужную для нас драку. Однако, увидев несколько британских флагов на стамбульском рейде, наш Царь-"Освободитель" спасовал. Ведь предугадать то, что спасенная нами Австрия и "вечно гадящая англичанка" в очередной раз сунут нам палки в колеса, для него было сложно. Впрочем, как и предвидеть то, что по причине предыдущего поражения в Крымской войне и отсутствия на Черном море флота всё наше южное побережье было полностью открыто для ударов английской "владычицы морей".
Разумеется, понять разочарование братьев-славян от того, что Россия позволила урезать их аппетиты, можно. Однако не настолько, чтобы объяснить их дальнейшее поведение. Разумеется, сербы не могли смириться с оккупацией Боснии и своей борьбой за нее спровоцировали начало Первой мировой войны. Однако круче всех отличились братья-болгары. В знак благодарности за спасение от турецкого ятагана они в Первую мировую войну поддержали…нет, не своих освободителей, а напротив, наших злейших турецких врагов. И в 1915-17 гг. болгарские штыки рвали мундиры своих же единоверцев.
Кроме того, когда в 1923 г. прибывшие в Болгарию белогвардейцы решили посетить святое для русских и болгар место – Шипкинский перевал – то удивлению их не было предела. Воздвигнутый в честь героических защитников Шипки монумент находился не просто в запустении – он был осквернен. Глаза святых на русских иконах в воздвигнутой в честь их церкви были выколоты штыками. Убранство же храма было расхищено нашими православными единоверцами.
И такое развитие событий было вполне закономерным. Мы пострадали из-за своей противоречивой внешней политики, направленной на удовлетворение интересов всех и в первую очередь балканских народов, но только не России. И сегодня, празднуя 130-ю годовщину победного и бесплодного для нас Сан-Стефанского мира, стоит об этом вспомнить, чтобы политические ошибки прошлого не повторились сегодня.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.