Наступающий 2008 год ознаменует собой выборы президента во всех трёх странах Закавказья. Чем ближе к выборам, тем менее прогнозируемой становится ситуация в зонах замороженных конфликтов на Кавказе – Карабахе, Южной Осетии и Абхазии. На фоне предстоящих выборов президент Грузии Михаил Саакашвили идет все на большую конфронтацию с Россией, считая, что ключи от Цхинвали и Сухуми в кармане у Кремля, и раздает все более воинственные обещания "вернуть" Сухуми и Цхинвали в состав Грузии.
Перед президентом Ильхамом Алиевым вопрос так жестко не стоит, но и он не может решиться так просто "отдать" территорию, потерянную Азербайджаном, и за проблемы которого он лично не может нести никакой ответственности. Между тем в Азербайджане также поговаривают о том, что переговорный процесс зашел в тупик, и не исключают силового сценария возвращения Карабаха. Так, министр обороны Азербайджана открыто говорит о неизбежности войны с Арменией. В этой ситуации непризнанные республики требуют от мирового сообщества скорейшего признания своей независимости. Ситуация вокруг Косово лишь поливает масла в огонь.
За минувшие полтора года ни Азербайджан, ни Армения не сделали навстречу друг другу ни шагу. Ереван настаивает на проведении референдума о статусе Карабаха, а также сохранения коридора, обеспечивающего связь между Карабахом и Арменией. Баку заявляет, что непризнанная республика не получит независимости ни при каких условиях.
Усилия международного сообщества в «разморозке» этого конфликта пока не увенчались успехом. Так ноябре 2007 года в Берлине под эгидой ПАСЕ прошли специальные слушания по «замороженным конфликтам» на постсоветском пространстве. Собравшиеся неоднозначно понять, что Россия намеренно сохраняет статус-кво «замороженным» конфликтам на территории СНГ, тем самым препятствуя их разрешению.
Между тем, надо признать, что судьба Карабаха решается как в коридорах Кремля, так и в кабинетах НАТО. Ведь именно наличие Карабахского конфликта – одно из препятствий вступления Азербайджана в НАТО (как Абхазия и Южная Осетия для Грузии). Так, один из армянских экспертов утверждает, что, будучи членом одного блока - ОДКБ, Армения кидается в объятия противоборствующего блока - НАТО.
Темпы сближения Армении с НАТО не отличаются от скорости интеграции в Альянс Грузии, или Азербайджана, - утверждает он. Так Армения вполне успешно по заявлению американской стороны реализовала программу "IPАР". После "IPАР", как известно, следует программа подготовки к членству в НАТО - стадия, на которой пребывает с недавних пор Грузия.
Очевидно, что пессимистичные прогнозы экс-президента Армении Левона Тер-Петросяна постепенно сбываются. Он считал, что наибольшую выгоду от компромисса получит та сторона, позиции которой на этот момент наиболее сильны. Лояльность Кремля, скорее всего, будет зависеть именно от этого фактора, даже с учетом того, что на настоящий момент Армения демонстрирует верность былым традициям и дружественным связям с Москвой.
Между тем ситуация вокруг Народного Карабаха во времена уже почти десятилетнего правления второго президента страны - Роберта Кочаряна (выходца из Нагорного Карабаха, взявшего бразды правления с имиджем человека, который никогда не уступит армянских позиций в карабахскомвопросе) складывается все более в пользу Азербайджана. Так, если в 1993 году Армения, Азербайджан и МГ ОБСЕ дружно уговаривали де-факто власти Карабаха вступить в переговоры, то уже сегодня, Степанакерт добивается этого сам. Причем безрезультатно. К тому же международное сообщество поддерживает в этом вопросе Азербайджан.
Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис неоднократно подчеркивал, что считает Нагорный Карабах законной частью Азербайджанской территории. "На сегодняшний день Нагорный Карабах считается оккупированной территорией и частью Азербайджана", – отметил в одном из интервью Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис.
Мировое сообщество выступает за изменение формата переговорного процесса, включив в диалог Карабах. Так, после очередного раунда переговоров сопредседатель группы от Франции Бернар Фасье отмечал: «Однажды мы должны увидеть представителей Нагорного Карабаха за столом переговоров, и чем скорее это произойдет, тем лучше». Он напомнил, что до середины 1990-х годов действовал именно такой формат. Сопредседатель от США Мэтью Брайза призывает не торопить события и напоминает, что «сейчас начинаются новые политические сезоны в Армении и Азербайджане». Американский дипломат имел в виду президентские выборы 2008 года в обеих странах.
Впрочем, оппозиция как в Армении, так и в Азербайджане считает, что нынешняя «заморозка» конфликта вполне устраивает обе стороны. Так азербайджанский политолог, Зардушт Али-Заде считает, что неэффективным будет любой формат переговоров. «Сейчас установилось соотношение сил, которое устраивает все стороны. Ереван доволен тем, что в Минскую группу входят представители стран – покровителей Армении на международной арене. Азербайджанская же элита заключила выгодные энергетические контракты, в ответ на это Запад закрывает глаза на положение дел в области демократии, свобод. Менять что-либо не в интересах властей».
По его словам, несколько лукавят и власти Армении, заявляя о необходимости включения Нагорного Карабаха в переговоры, так как одновременно с этим станут несостоятельными объяснения Еревана причин стагнации переговорного процесса. При этом оппозиция и Армении и Азербайджана требует скорейшего разрешения ситуации в Карабахе.
Так что вполне резонно возникает вопрос – а нужна ли на данном этапе «разморозка» Карабахского конфликта? До некоего «часа икс», нынешняя ситуация скорее всего будет устраивать все стороны, участвующие тем или иным образом в конфликте. Однако в преддверии предвыборных баталий каждая из сторон из желания заработать политические дивиденды, может поднести спичку к тлеющему очагу противостояния. Вопрос только – успеют ли «пожарные международного статуса» потушить пожар, не будут ли заняты собственной предвыборной компанией и выборами.
ДЛЯ СПРАВКИ
В 1991 г Нагорный Карабах объявил независимость от Азербайджана сопровождался вооруженным противостоянием и волной беженцев. Между тем самопровозглашенная республика так и не получила официального признания со стороны Еревана. В марте 2006 года президент Армении Роберт Кочарян заявил, что признание возможно, если переговоры между Ереваном и Баку об урегулировании карабахского конфликта окончательно зайдут в тупик. Де- факто Армения признала Карабах, а с де-юре по традиции возникает масса проблем.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.