Вчера в Москве прошли переговоры лидера правящей коалиции Ливана Саада Харири с президентом России. Вчера же парламент Ливана отложил проведение президентских выборов до пятницы: просирийским и антисирийским силам никак не удается договориться о компромиссной кандидатуре.
Очевидно, что целью Харири была попытка уговорить Владимира Путина убедить президента Сирии Башара Асада не вмешиваться во внутриливанские дела. Кроме того, он, вероятно, надеялся заручиться поддержкой Кремля на тот случай, если события в стране будут развиваться по худшему сценарию. Если дойдет до лобового столкновения "Движения 14 марта" и "Хезболлы", Россия должна будет признать законным именно правительство Фуада Синьоры.
Немаловажная цель визита -- пропагандистско-психологическая. Прозападный имидж ливанской правящей коалиции не нравится многим избирателям. Поэтому своей встречей с Владимиром Путиным в столь решительный момент Саад Харири желал показать, что он ориентируется не только на Запад, за ним стоит еще и Россия. Такой ход для изощренного политика вполне логичен и может привести к успеху. Тем более, что на карту поставлено слишком много. Война или мир в Ливане.
24 ноября истекает срок полномочий президента Ливана Эмиля Лахуда. Убежденный сторонник Сирии, он был избран на этот пост, когда политическую ситуацию в стране полностью контролировал Дамаск. Правящая коалиция давно добивается замены Лахуда на прозападного политика. Однако сделать это без согласия шиитской оппозиции не удастся.
Конституционная процедура избрания президента прописана довольно схематично. В основном законе не указано, простым или квалифицированным большинством избирается глава государства. Все предыдущие президенты были избраны именно двумя третями голосов. Шиитские движения "Амаль" и "Хезболла" настаивают, что и на этот раз необходима победа двумя третями голосов. У правящей коалиции нет двух третей - парламентское большинство имеет только 68 из 127 мандатов.
Расчет "Хезболлы" неспособность депутатов избрать президента приведет к политическому кризису и спровоцирует досрочные парламентские выборы. А победить на них "Хезболла" и "Амаль", а также возглавляемое одним из лидеров христиан генералом Мишелем Ауном "Свободное патриотическое движение" имеют больше шансов, чем прозападные силы, объединившиеся в "Движение 14 марта" (в этот день произошла "революция кедров"- названо так в связи с массовыми антисирийскими демонстрациями в Бейруте, прошедшими 14 марта 2005 года).
В последние дни Бейрут стал местом паломничества европейских и арабских дипломатов. Туда приезжал глава МИД Италии Массимо д`Алема, после него его французский коллега Бернар Кушнер. Госсекретарь США Кондолиза Райс в Ливане не появляется, но едва ли не ежедневно созванивается со всеми основными политиками страны. Все они пытаются помочь договориться двум противоборствующим ливанским политическим группировкам и предотвратить сползание страны к гражданской войне. Пока посреднические усилия не приносят плодов.
Побывал в Ливане и Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Мусса. «Переговоры генсека ЛАГ направлены на оказание содействия всем ливанцам, вне зависимости от их взглядов и политических пристрастий, в деле выбора будущего президента страны в конституционные сроки, то есть до 24 ноября этого года», - сообщила его пресс-служба.
Ранее генсек ЛАГ посетил Сирию, которая традиционно имеет большое влияние на соседний Ливан и поддерживает оппозиционные силы. В ходе визита Муса обсудил предстоящие ливанские выборы с президентом Сирии Башаром Асадом.
Ключевым игроком в разрешении политического кризиса стал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который однако признался, что не смог во время своей миссии в Ливан убедить политических оппонентов выбрать компромиссную кандидатуру на пост президента страны."На сегодняшний момент я по-прежнему озабочен тем, что они не смогли прийти к консенсусному заявлению по кандидатуре кандидата в президенты", - сказал Пан Ги Мун журналистам в штаб-квартире ООН, оценивая свой рабочий визит в Бейрут. «Я всем им сказал, что ООН подержит любого президента, который будет избран на базе максимально широкой поддержки и твердой приверженности международной легитимизации», - сказал Пан Ги Мун.
Однако компромиссную фигуру на президентский пост найти будет крайне сложно. Теоретически новый глава государства должен консолидировать нацию и вывести страну из хаоса. Но сложившая вокруг выборов ситуация может привести к обратному результату - усугублению политического кризиса и гражданской войне. Представители двух политических групп обратились к главе маронитской церкви - патриарху Насралле Сфейру с тем, чтобы он вместе с другими лидерами общины предложил парламенту несколько компромиссных кандидатов на президентский пост.
Согласно конституции президент избирается парламентом из маронитской (это одно из направлений христианства) общины. Но сегодня и ливанские христиане оказались расколоты на два непримиримых лагеря, как и вся страна. Если они не придут к согласию, голосование в парламенте бессмысленно.
Если же голосование состоится, Ливану гарантирована гражданская война. Проблема в том, что положения конституции, определяющие порядок выборов главы государства, позволяют каждой из сторон трактовать их свою пользу. Подобные примеры уже были. Ливан в очередной раз оказался в ситуации, когда его судьба решается за пределами страны.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.