Помимо подписания Сантьягской декларации страны региона договорились о совместных мерах борьбы с социальным неравенством. Завершился форум подписанием совместной декларации из 15 пунктов. Испания взяла на себя обязательство в ближайшие четыре года выделить около $1,5 млрд на обеспечение питьевой водой наиболее нуждающихся регионов континента. Декларация предусматривает создание в Панаме единого центра по управлению чрезвычайными ситуациями. Отдельно была принята конвенция о социальной безопасности. Она позволит трудовым мигрантам переводить социальные выплаты из одной страны в другую. Страны также приняли правила совместной борьбы с терроризмом и природными катаклизмами и провозгласили 2008 год Годом иберо-американской молодежи.
Отдельными декларациями участники XVII Иберо-американского конгресса осудили США за введение дополнительных экономических санкций против Кубы и призвали правительства Аргентины и Великобритании начать переговоры по статусу Фолклендских (Мальвинских) островов.
Залог экономического процветания региона заключается, по мнению президента Венесуэлы, в создании объединений, подобных Mercosur (южноамериканский общий рынок). Уго Чавес предложил создать единую нефтяную компанию для всех стран региона. Особенно актуальным это предложение стало после того, как Бразилия объявила об открытии нового нефтяного месторождения в штате Сан-Пауло. Его емкость, по оценкам бразильской государственной компании Petrobras, составляет 5-8 млрд баррелей.
Однако запомнится саммит не только итоговыми соглашениями, но и очередным скандалом, в центре которого оказался лидер Венесуэлы Уго Чавес. Свое заключительное выступление на форуме Уго Чавес решил посвятить Кубе. Личный друг Фиделя Кастро рассказал о том, как бывший испанский премьер-министр Хосе Мария Аснар в 1999 году пытался добиться от Венесуэлы отказа от поддержки кубинского правительства в обмен на экономические привилегии. При этом он несколько раз назвал экс-премьера Испании фашистом.
"Когда Аснар был в Венесуэле, он пытался склонить меня в обмен на нефть вступить в привилегированный клуб", - заявил Чавес. Нынешний премьер Испании Хосе Сапатеро попросил Чавеса быть подипломатичнее. "Аснар был демократическим путем избран испанским народом и являлся законным представителем испанского народа, - сказал Сапатеро. - Существуют правила ведения диалога. В частности, они требуют проявлять уважение к собеседнику. Мы можем в чем-то не соглашаться, но уважать друг друга обязаны».
Политический эффект от достигнутых в Чили договоренностей оказался под угрозой из-за далекого от канонов дипломатии поведения двух известных своей экспрессивностью южноамериканских лидеров: венесуэльского президента Уго Чавеса и никарагуанского - Даниэля Ортего. Сначала Уго Чавес не сдержал эмоций во время выступления главы испанского правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро. Тот говорил о пакете предложений от испанского частного капитала, готового вкладывать средства в латиноамериканские социально-экономические проекты. При этом испанский премьер выразил осторожную озабоченность проводимыми в ряде стран континента национализациями по идеологическим мотивам.
Здесь его и начал прерывать с места венесуэльский президент. Чавес стал выкрикивать оскорбительные реплики в адрес предыдущего испанского премьера Хосе Марии Аснара, чем вызвал возмущенную реакцию присутствовавшего на заседании испанского короля Хуана Карлоса I.
Через пару минут у микрофона оказался Даниэль Ортега. Он не только поддержал Чавеса, но и обвинил испанские компании и испанское посольство во вмешательстве во внутренние дела латиноамериканских стран. Испанский король Хуан Карлос I не выдержал и обратился к Чавесу: «Почему бы вам не заткнуться?» Затем он поднялся и демонстративно вышел из зала.
По окончании заседания словесные баталии продолжились. Министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос назвал ситуацию весьма сложной, ведь, по его словам, оскорбление было нанесено высокопоставленному чиновнику в присутствии главы государства. Правда, при этом он заверил, что отношения между странами будут развиваться в рамках заключенных ранее соглашений.
Уго Чавес не стал извиняться. «Пусть он и король, но он не может заставить меня замолчать», - заявил Чавес. По его мнению, президент Венесуэлы достоин такого же, если не большего, уважения, как и королевская особа. "Король - такой же глава государства, как и я, с разницей лишь, что я был избран три раза. Я говорил лишь то, в чем уверен", - подытожил Чавес. Президент Венесуэлы договорился до того, что заподозрил короля Испании Хуана Карлоса в причастности к военному перевороту в Венесуэле в 2002 г., когда.Чавес был на два дня отстранен от руководства страной. Президент Венесуэлы напомнил королю Испании о том, что в дни переворота с поддержкой временного президента страны Педро Кармона выступил именно посол Испании.
"Знал ли господин король о готовящемся перевороте в Венесуэле, направленном против законного и демократически избранного правительства Венесуэлы, пять лет назад?" - задал вопрос У.Чавес журналистам в чилийской столице, где он принимал участие в иберо-американском саммите. "Сомнительно, чтобы испанский посол находился в президентском дворце и поддерживал заговорщиков без соответствующих на то санкций монарха", - выразил мнение У.Чавес.
Надо сказать, что Уго Чавес и раньше неоднократно подвергал самым нелицеприятным нападкам бывшего испанского премьера за его поддержку политики США в Ираке. А на «саммите двух Америк» 2005 г. в Аргентине Чавес оскорбительно высказался в адрес тогдашнего президента Мексики Висенте Фокса, ратовавшего за претворение в жизнь проекта общеамериканской зоны свободной торговли. Разразился громкий скандал, вследствие которого дипломатические отношения между двумя странами опустились до критически низкой отметки.
В июле уже этого года президент Венесуэлы публично обозвал архиепископа гондурасской столицы Тегусигальпы, кардинала Оскара Родригеса «обезьяной» и «паяцем империализма». Поводом стало заявление священнослужителя, сделанное накануне. Архиепископ сказал буквально следующее: «Чавес чувствует себя богом, имеющим право оскорблять людей». Ответ президента Венесуэлы вызвал очередной скандал. В итоге парламент Гондураса единогласно одобрил резолюцию, в которой содержалась просьба к главе государства потребовать у коллеги извинений.
Европейские саммиты проходят намного скучней латиноамериканских. Европейский политес никак не сравним с испанским темпераментом и южноамериканской остротой. Однако, принимая решения, страны Латинской Америки, меньше всего обращают внимание на выходки лидеров государств континента и более рациональны, чем многие представители Европы. Торпедирование противников за столом переговоров для латиноамериканцев не одно и то же, что пускать торпеды по своему противнику в реальности. В США и Европе эту разницу давно не учитывают.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.