В Ирак на честном слове без единого крыла

«На честном слове и на одном крыле» - так пелось в популярной у американских пилотов песне времен Второй мировой войны. Все в пробоинах, буквально держась за облака, они возвращались после бомбежек вражеской территории. Сегодня история готова повториться в Ираке, только уже совсем без крыльев. Испытывая нехватку в вертолетах для специальных операций, в Корпусе морской пехоты США приняли решение срочно послать в бой новую, практически не облетанную машину СV-22.
 
Острая нехватка вертолетов специального назначения может вынудить ВВС США досрочно принять на вооружение построенный в Техасе вертолет V-22 Osprey с поворотными винтам, сообщает The Dallas Morning News. Этот вертолет вызвал большие споры в Пентагоне из-за своей высокой стоимости и двух аварий, приведших к гибели 23 морских пехотинцев. После этого необычная машина была практически полностью перепроектирована и неоднократно подвергнута различным экспертизам.

«Мы рассмотрели все варианты к приему CV-22 на вооружение раньше планируемого срока», - заявил начальник штаба ВВС США генерал Майкл Мосли. Он не назвал точной даты, но очевидно, что речь идет о более ранних сроках, нежели начало 2009 года. Именно тогда по первоначальному плану вертолеты с изменяемой геометрией тяги должны были бы поступить в войска.

Эскадрилья из десяти вертолетов Osprey, построенных для Корпуса морской пехоты, в  конце сентября были морским путем отправлены в Ирак. После расконсервации и доводки на месте вертолеты с двумя несущими винтами, которые после взлета поворачиваются вместе с двигателями на 90 градусов, примут участие в боевых операциях уже в начале октября. Каждая винтокрылая машина может принимать на борт до 24 человек, доставлять боеприпасы и снабжение, а также эвакуировать раненых с поля боя.

Новая машина, спроектированная и построенная Bell Helicopter Textron Inc. в Форт-Уэрте, в кооперации с корпорацией Boeing, представляет собой гибрид самолета и вертолета. Его разработка заняла в общей сложности около четверти века. V-22 взлетает и садится как обычный вертолет, и в это время его несущие винты вращаются в горизонтальной плоскости. После набора высоты, превышающей длину лопастей, ротор нанимает положение, как у обычного винтового самолета. Этот необычный способ трансформации в воздухе вызвал бурю протеста критиков, заявлявших, что подобная схема слишком опасна. Однако командование Корпуса морской пехоты привлекла способность Osprey летать вдвое быстрее и вчетверо дальше, чем любой из находящихся на вооружении в США вертолетов.

По мнению высокопоставленных военных, эти свойства вертолета-самолета дают ему огромные преимущества в боевой обстановке. Во всяком случае, уверенный комментарий начштаба «маринеров» генерала Мосли демонстрирует уверенность Пентагона в V-22, задержка в развитии которого была обусловлена именно нападками скептиков на проект, и двумя авиакатастрофами 2000 года с человеческими жертвами. Гибридные машины так и не изжили до конца свои «детские болезни» по механической части, их техническое обслуживание представляет собой известную проблему в боевой обстановке. Однако 26 000 часов, которые налетали после трагических аварий опытные образцы, внушили оптимизм авиационному командованию Корпуса морской пехоты.
 
Версия авиа-гибрида в морском исполнении обойдется американскому налогоплательщику в 69.3 млн. долларов за каждую машину. Если же приплюсовать сюда затраты на исследования и опытное производство, каждый Osprey потянет на 110 миллионов. Версия, которую заказали себе американские ВВС наземного базирования, получилась еще дороже из-за специального оборудования, которое обеспечивает полет на малой высоте ночью. Такая машина будет стоить 86 млн. долларов без учета затрат на развитие проекта.

Наземные авиаторы, прежде чем довериться новой необычной машине полностью, предполагают ее опытную эксплуатацию в 2009 году. Они получили 10 машин из заказанной партии в 50 единиц. Из этой десятки на четырех вертолетах будут тренироваться пилоты, на одном – техники обслуживания, еще две машины будут использованы для тестирования. Таким образом, в служебном режиме будут работать только три вертолета.

Морпехи США идут на вынужденный риск, бросая всю эскадрилью гибридных машин в бой прямо от заводских ворот. В распоряжении иракского экспедиционного корпуса остался всего 21 вертолет, способный обеспечивать снабжение войск и эвакуацию пострадавших в тыл.
 .
Представитель корпорации Боинг Боб Ледер заявил, что перебои финансирования программы задерживали поставки оборудования и комплектующих узлов,

Советский проект Ми-12
Советский проект Ми-12
что затянуло сборку необходимого числа машин в составе эскадрильи боевого применения.

Менеджер вертолетной программы Bell-Boeing Роберт Кенни рассказал журналистам в кулуарах заседания Военно-Воздушной Ассоциации США, что компании-производители выпустили последнюю машину CV-22 раньше договорных сроков, а следующая будут сдана заказчику не раньше января. Авиастроители пока в состоянии выпускать не более двух вертолето-самолетов в год, пояснил Кенни. Безусловно, это связано со сложностью гибридного летательного аппарата.

Нечто подобное было создано в СССР в 70-х года прошлого века. Тяжелый транспортный вертолет Ми-12 (кодовое обозначение НАТО Homer) был и остается до сих пор самым большим вертолетом в мире. Правда, несущие винты не меняли, как на Osprey, геометрию тяги, но это не помешало уникальной машине КБ Миля установить 8 мировых рекордов, многие из которых не превзойдены до сих пор. 6 августа 1969 г., Ми-12 поднял полезный груз 40204,5 кг на высоту 2255 м, установив рекорд, который до сих пор не превзойден. В том же году опытный экземпляр был разрушен при посадке. Летное происшествие обошлось без жертв. Второй Ми-12 участвовал в демонстрационных полетах.

Трудности, с которыми столкнулись американцы в проектировании своей версии тяжелой винтокрылой машины понятны, и пройдены советскими конструкторами полвека назад. Даже без поворота оси вращения винтов на 90 градусов труднее всего на Ми-12 далась система управления - наличие перекрёстных связей между каналами управления, большое трение и люфты, характерные для проводки управления большой протяжённости,

Он задумывался как военно-транспортный для перевозки к месту старта и в труднодоступные места ракет и крупногабаритных грузов. Длина фюзеляжа 37 м, диаметр одного винта 35 м. Высота вертолета 4,4 м, максимальный вес 105 т. Двигатели имеют суммарную мощность 26 000 л.с. Но, несмотря на все превосходные качества вертолета, он не пошел в серийное производство, поскольку перед военными стояли другие задачи, а для гражданских нужд его производство очень дорого. Сейчас Ми-12 стоит на стоянке Музея авиации и космонавтики в Монино.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы ирак
Обсудить