Почти ко всем крупным событиям в мировой политике Тбилиси привязывает обострением отношений с Москвой. К саммиту G8 Россию обвинили в воздушной агрессии, к нынешней сессии Генассамблеи ООН в рядах абхазских «диверсантов» нашли русского командира. Теперь исполняется ровно год с начала одной из самых масштабных провокаций.
Вообще, провокация с последующим набором обвинений в сторону Москвы и жалобными просьбами к Западу защитить Тбилиси от происков агрессора – излюбленный метод нынешнего грузинского руководства. .
27 сентября исполняется ровно год со дня ареста в Грузии четверых российских офицеров. Им было предъявлено обвинение в шпионаже. У следователей в папках к тому моменту уже лежали отпечатанные на русском языке признательные показания. Арестованным не давали связаться с консульством и не предоставили адвокатов. Никто из них не видел обвинительных документов. Как вспоминает подполковник Савва, была лишь встреча с главой МВД Вано Мерабишвили, который предлагал ему «выпить и закусить».
В тот же день был окружен Штаб группы российских войск в Закавказье с целью ареста еще одного офицера – подполковника Пинчука. По телевидению прокрутили аудио- и видеозаписи, которые якобы доказывали шпионскую деятельность арестованных. На то, что голоса принадлежали не российским офицерам, а видеозаписи были смонтированы, внимания не обращалось. Суд определил россиянам максимальный срок предварительного заключения – два месяца.
Москва потребовала немедленного освобождения, охарактеризовав действия Грузии как провокацию. В ответ Грузия перечислила все, в чем обвинялись офицеры – шпионаж, диверсии, подготовка террористических актов, сбор секретных сведений о грузинских военных базах, состоянии вооруженных сил, промышленности, энергосистеме.
Надо отметить, что базы построены в советское время и о них в России известно больше, чем господину Саакашвили. О промышленности и энергосистеме говорить не приходится, ведь разведывают то, что ново и интересно – к грузинскому потенциалу это не относится.
Для пущей важности были представлены показания трех ранее взятых под стражу лиц, которые в одном из арестованных признали своего инструктора. Кроме того, офицеры обвинялись в диверсиях на энергосетях «Лиахви» и «Картли-2», взрывах на железной дороге в Каспи и нефтепровода в Хашури.
На этот раз Россия действовала быстро и адекватно. Была прекращена выдача виз грузинским гражданам, посол России отозван в Москву «для консультаций». На языке дипломатов – это полшага до разрыва дипотношений. Сотрудники посольства эвакуированы, объявлено о прекращении воздушного, железнодорожного и почтового сообщения.
1 октября президент России сравнивает Михаила Саакашвили с Лаврентием Берия, а уже 2 октября президент Грузии сообщает, что арестованные будут переданы представителям ОБСЕ. На следующий день бывшие «шпионы и террористы» оказались в Москве.
Грузия извлекла урок из этих событий – поскольку наземные провокации не удаются, надо их устраивать в небе. Начиная с 1999 года, Тбилиси постоянно обвиняет ВВС России в «актах воздушной агрессии».
Останавливаться на достигнутом Тбилиси не собирается. США пообещали 10 млн. долларов для подготовки к вступлению в НАТО. Деньги для государства почти никакие, но их тоже надо отрабатывать. Вот грузинское руководство и старается.
Но для населения это будет катастрофой. Обострив отношения с Россией, Саакашвили лишит свой народ средств к существованию. Сейчас в России находится треть населения Грузии – от 600 до 800 тысяч человек, которые зарабатывают и переводят своим родственникам ежегодно более 400 млн. долларов. Правда, есть одна особенность – как сообщил заместитель директора ФМС Вячеслав Уставнин, в 2005 году из Грузии в Россию выехали более 320 тысяч человек и только 4,5 тысячи из них работают легально. Правительству в Тбилиси пора понять, что Россия и Грузия – соседи, и им некуда разойтись.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.