20 июля 1944 года произошло самое известное покушение на Гитлера, которое чуть было не закончилось гибелью фюрера. Этот эпизод отражен не только в литературе, в том числе и художественной, но и в советской киноэпопее «Освобождение». Недавно появились новые факты об этой операции, которая получила кодовое наименование «Валькирия».
Прежде всего, не существовало единой группы пацифистски настроенных заговорщиков, спаянных единой идеей. Были отдельные индивидуумы, каждый со своей собственной биографией и мировоззрением. У каждого были свои счеты с национал-социализмом. Как пишет немецкий журнал «Фокус», заговорщики не только не представляли собой единого целого, они даже встречались редко и нерегулярно.
Когда в 1943 году союзники договорились о том, чтобы принудить Германию к полной капитуляции, представители многих кругов в Третьем рейхе решили осуществить государственный переворот. Планы эти давно уже созрели, как неожиданно в январе 1944 г. был арестован граф фон Мольтке. Это был праправнук генерал-фельдмаршала графа Гельмута фон Мольтке (1800-1891), который вместе с Бисмарком по праву считался одним из создателей Второго рейха в 1871 г. Заговорщики мгновенно лишились своего руководства и были вынуждены снова искать единомышленников. Так, например, в самой Германии существовал консервативный национально-либеральный кружок Гёрделера, участники которого (в основном, военные) мечтали о восстановлении в стране монархии. Названный по имени бывшего обер-бургомистра Лейпцига Карла Фридриха Гёрделера, который в знак протеста против ширящегося антисемитизма покинул свой высокий пост. Центром гражданского сопротивления нацистскому режиму был «кружок Крайсау». Так позже стали называть всех тех, кто симпатизировал Гельмуту Джеймсу Графу фон Мольтке. В основном все они жили в Крайсау в Нижней Силезии, но встречались в Мюнхене и Берлине.
Среди участников сопротивления оказались представители разных социальных кругов: мещане, дворяне, рабочие. Часть из них: - католики, другие – протестанты. Примерно 20 человек составляли ядро организации, 20 остальных симпатизировали другим идеям, но временно стали попутчиками.
Участники этих кружков стремились организовать новый порядок. Они исходили из того, что преступления нацизма стали пиком неправильно организованного государства, чему они хотели противопоставить общеевропейскую концепцию. Граф фон Мольтке шел даже дальше. Он пытался создать европейское государство, основанное на федеральных принципах. Нужно добавить, что здесь нашла свое отражение тенденция возврата к средневековым идеалам – концепция старого германского рейха в его первозданных формах.
Каждый человек должен быть самостоятельным существом и быть в центре внимания государства, гражданин должен научиться брать на себя ответственность. Государство – это не начальство надо всеми гражданами, а гарант свободы каждого индивидуума. Экономика должна базироваться на малых и средних предприятиях. Международный суд должен инициировать процесс против военных преступников.
Обе группы выделили из своей среды для осуществления операции «Валькирия» высокопоставленного офицера вермахта, полковника генерального штаба графа Клауса Шенка Графа фон Штауффенберга. Напомним, что валькириями в германском эпосе называли дев-воительниц, которые сопровождали павших в бою в Вальхаллу. Первоначально этот кадровый военный был убежденным нацистом, принимал активное участие в боевых действиях против Польши и на Западном фронте, во Франции. В идеалах нацизма правнук известного прусского генерала и военного теоретика Гнейзенау (1760-1830) разочаровался после нападения Германии на Советский Союз. «Пришло время что-то предпринять», - решил Штауффенберг. «Правда тот, кто на это решится, должен осознавать, что он войдет в немецкую историю как предатель. Однако отказаться от действий - значит стать предателем перед собственной совестью».
"Он, - пишет о Штауффенберге его биограф Йоахим Крамарц, - несомненно, стремился отделить идею от действительности. Эта была попытка всех достойных уважения людей в Германии считать политический аморализм национал-социалистов временным нежелательным явлением. Хотя его и отталкивало варварское, зачастую провоцирующее своим невежеством поведение главарей нацизма, он, на основании своего происхождения и профессии, все же обладал тем сильным национальным духом, который вызывал у него симпатию к порожденному национал-социализмом национальному движению".
Альберт Шпеер подчеркивал, что Штауффенберга считали одним из самых способных и толковых офицеровгерманской армии. Сам Гитлер призывал его тесно сотрудничать с ним. Его сформировали два как будто бы несовместимых фактора: кружок Георге и генеральный штаб. Именно он и привел в действие адскую машину, которая разорвалась в "Волчьем логове" 20 июля. Бомба разорвалась в 12 часов 44 минуты, когда в помещении находилось 24 человека, в том числе и фюрер. Массивная столешница уберегла его от гибели.
Заговорщики не рассчитывали на провал своей миссии. Никто из них не предпринял никаких приготовлений к бегству. Офицеры надеялись, что их предадут суду чести, осудят, но не расстреляют. Но Гитлер уже высказался насчет самих заговорщиков и даже больше: "Семья Штауффенберга будет изничтожена до последнего!" За решеткой оказались не только дети графа в возрасте от 3-х до 8-ми лет, но и племянники, дядья, близкие и дальние родственники, их тещи и свекрови, а также просто их знакомые.
Приговоренных к казни офицеров долго мучили. Смерть наступала не от удара гильотины. Из-под ног смертников убирали скамеки, в результате чего они испытывали мучения от удушья. Подручные палача в этот момент стягивали с них брюки и снимали все это на кинопленку, чтобы потом показать её Гитлеру.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.