То, что творится сейчас в отношениях между Западом и Россией, напоминает очередь в керосиновую лавку. Пока одни ругают продавца за высокие цены, другие готовы силой выкинуть его из-за прилавка, чтобы прибрать товар к рукам. Москву принуждают к «истинной» демократии ради контроля над российской нефтью. Одно из проявлений этого конфликта – нынешний скандал вокруг Лугового, Березовского и Литвиненко.
«Послу Великобритании официально вручена нота об объявлении четырех сотрудников британского посольства в Москве персонами нон-грата», - заявил в четверг официальный представитель министерства иностранных дел РФ Михаил Камынин.
Накануне российский МИД обещал отреагировать на санкции Лондона в течение ближайших 48 часов. Не исключено, что оглашение ответных мер было ускорено мутной во многих отношениях историей с незастреленным Борисом Березовским. Тянуть с ответом далее стало непродуктивно: пауза могла создать на Западе ложное впечатление, что официальная Москва если не обескуражена, то, по крайней мере, всерьез отнеслась к истерикам олигарха в бегах с берегов Темзы.
Сегодня уже внесена некоторая ясность. Скотланд-Ярду оказалось нечего вменить неназванному пока российскому гражданину, заподозренному в покушении на Березовского. Россиянин не совершил ровным счетом ничего противозаконного. Никого пальцем не тронул. Не покупал того громадного пистолета, который ему приписал давеча таблоид Sun .
«Киллера» просто взяли и выкинули из страны, на всякий случай запретив ему въезд в королевство на 10 лет. Тем самым иммиграционные власти Великобритании наглядно продемонстрировали собственную правовую культуру, точнее – полное отсутствие таковой. А почему бы не предположить, зная повадки нашего известного «кидалы», что таким экстравагантным способом БАБ избавился, быть может, от действительного, а не мнимого кредитора? С него станется.
Но вернемся к предмету лондонско-московского конфликта. Больше всего впечатляет вера нового британского правительства в собственную непогрешимость. Кабинет Брауна априори признал «неоправданными» любые возможные ответные меры России на высылку из Лондона четырех сотрудников посольства РФ. Откуда эта имперская спесь, игнорирование законов другой страны, неуважение международного права? Ведь на сегодняшний день нет – во всяком случае, в распоряжении российских правоохранительных органов – никаких доказательств причастности Андрея Лугового к отравлению полонием-210 Александра Литвиненко. Зато есть свидетельства вдовы, где она назвала даже имя отравителя, открытое ей покойным супругом на смертном одре. Почему эта информация игнорируется?
Ответ России не вполне «зеркален». Довеском к заранее очевидному размену дипломатическими фигурами Британия избрала затруднения с визированием российских чиновников. Российский МИД ознакомил посла Великобритании Тони Брентона с решением о прекращении сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Это действительно серьезный и весьма чувствительный для Великобритании демарш.
После замирения с ирландскими сепаратистами терроризм на Британских островах приобрел выраженную исламисткую окраску. Террористическая угроза для англичан сегодня исходит главным образом из тех стран третьего мира, которые никогда не были колониями короны, и не входят в Британское содружество наций. Россия к этим странам не только ближе географически, но и на себе испытала ползучую интервенцию ваххабитов на свой Северный Кавказ. Изучены преступные персоналии, их кровавые методы борьбы, в боях с ними захвачены базы данных и перспективные планы. Теперь английские спецслужбы окажутся лишены консультаций с родственными российскими структурами. Вряд ли это облегчит их деятельность. Россия знает врага в лицо, англичанам придется вести войну с призраками.
После такого заявления Старой площади британской прессе придется откорректировать акценты публикаций – сегодня качественные СМИ уже искали признаки сдержанности в поведении Москвы, а заодно напирали на евросолидарность. Но это скорее желаемое, чем действительное. Вашингтон, несмотря на реплику госсекретаря США Кондолизы Райс, – России стоило бы уважать стремление Лондона судить Лугового у себя в стране – не слишком активен в поддержке кабинета Гордона Брауна. Зачем поддерживать половинчатых друзей, которые активно засобирались домой из горячих ближневосточных точек?
Так что же – Cold War comes back? Ничуть. Дважды в одну воду не ступить, и утекло ее слишком много. Сегодня гораздо важнее другие потоки.
Нежданные доминанты постиндустриальной эпохи – «краны» (ударение на последний слог) нефтяных и газовых магистралей с Востока на Запад неожиданно оказались гораздо более эффективным средством сдерживания, чем баллистические ракеты с термоядерными боеголовками. Более того: применение последних ничего в принципе не изменит, лишь приблизит ледниковый период не фигурально, а физически. Москва нашла ассиметричный ответ однополярному миру, и он снова распался на центры силы. Как их сравнивать, оценивать, противопоставлять, если привычная шкала могущества в мегатоннах тротилового эквивалента сама утратила адекватность новой реальности…
Если отделить зерна от плевел, ситуация вокруг гневного недовольства Россией со стороны Запада напоминает очередь в керосиновую лавку, по которой пронесся слух, что товар на исходе и на всех его не хватит. Одни начинают хулить продавца за взвинчивание цены. Другие возмущаются по поводу каких-то узкоглазых пришельцев, которые пытаются пролезть без очереди. Третьи, самые рьяные, готовы засучить рукава, имея в виду выкинуть продавца и прибрать лавку к рукам. Вопрос о принуждении России к «истинной» демократии есть вопрос о контроле Запада над нашими углеводородными ресурсами и ничего более. А полоний – всего лишь гарнир.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.