Советники Буша были готовы, что Путин повторит предложение по Габалинской РЛС, но их ждал сюрприз – совместно использовать можно еще и новейшую радарную станцию на юге России. Теперь Пентагон окончательно лишен аргументов в пользу собственной ПРО в Европе. Осталось либо принять инициативу Путина, либо идти на открытую конфронтацию.
Неформальная встреча Владимира Путина и Джорджа Буша при всей ее внешней демократичности, дружественности и доверительности может стать поворотным моментом в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Это одна из последних возможностей в мягкой форме и без нажима, в спокойной, домашней обстановке убедить Соединенные Штаты объективно оценить свои возможности в новой геополитической ситуации. В противном случае США и Россия могут оказаться по разные стороны баррикад.
Контраст оценок ситуации в мире уже очевиден. Ужин в родовом поместье Бушей, на котором кроме двух президентов присутствовали госсекретарь Кондолиза Райс, помощник Буша по национальной безопасности Стивен Хедли, глава российского МИДа Сергей Лавров и помощник Путина Сергей Приходько, вероятно, надолго запомнится американцам. И виной тому не знаменитые местные лобстеры, маринованная меч-рыба с овощами или чернично-ореховый десерт.
На пресс-конференции президент России повторил свои предложения: «Мы полагаем, что можно расширить число участников консультаций за счет заинтересованных европейских государств и делать это на площадке Россия-НАТО… Мы предлагаем создать центр обмена информацией в Москве. Но и это еще не все. Аналогичный центр можно было бы создать в одной из европейских столиц, в частности в Брюсселе. Это была бы замкнутая система, которая бы работала в режиме реального времени».
«Мы считаем, что в этом случае не будет никакой необходимости размещать новые объекты в Европе – имеется в виду, в Чехии – и ударную группировку в Польше. И мы готовы в случае необходимости включить не только арендуемую нами азербайджанскую станцию в Габале. При необходимости мы готовы ее реконструировать и, более того, если этого недостаточно, мы готовы включить в общую систему строящуюся на юге России станцию по предупреждению ракетных пусков», - добавил Путин.
Советники Буша знали, что Россия повторит на этой встрече предложения о Габалинской РЛС и вероятно подготовили контраргументы в пользу европейского размещения ПРО, но получить такой пакет совершенно конкретных, политически и технически обоснованных условий обеспечения безопасности не ожидали.
Итак, Москва предлагает отойти от двустороннего формата и привлечь к обсуждению страны НАТО. Таким образом, в переговорный процесс, помимо послушных Польши и Чехии, включились бы и те, кто не восторге от инициатив США. Это Старая Европа, которая получает от США за последние годы только неприятности. И выбирать она будет очень прагматично – между российскими радарами, способными защитить ее, и российскими ракетами, нацеленными на американские объекты в европейских странах.
Здесь американские аналитики в полном проигрыше, тем более, что опросы общественного мнения в Европе показывают, что США для жителей этих стран наиболее опасны и непредсказуемы.
Предложение открыть аналитический центр в Брюсселе, то есть по соседству со штаб-квартирой НАТО, дает европейцам возможность в режиме реального времени получать информацию на ракетоопасных направлениях – с помощью России и безо всякой угрозы с ее стороны.
Поистине, царское предложение. Какие аргументы против может в этом случае найти Вашингтон, трудно предположить.
И, наконец, техническая сторона вопроса. Путин своими предложениями дал понять, что Россия вышла из периода противоракетной слепоты и способна иметь сплошное поле видимости ракетной обстановки, хотя США делали все, чтобы ослепить ее в девяностые годы.
В Советском Союзе до его распада в 1991 году была создана уникальная система ракетно-космической обороны (РКО), включавшая в себя противоракетную и противокосмическую составляющую. В составе этих систем работали стационарные станции РЛС типов "Днепр" и "Днестр" (в районе городов Оленигорск и Иркутск в России, Мукачево и Севастополь на Украине, Балхаш в Казахстане, Рига в Латвии) и "Дарьял" (Печора в России, Габала в Азербайджане).
Строительство РЛС типа "Дарьял-У" под Енисейском не было завершено из-за протестов США, считавших ее сооружение нарушением Договора по ПРО, подписанного в 1972 году. Правда сами США в нарушении этого договора соорудили две подобные станции за пределами своей территории в г. Туле (Гренландия) и в г. Файлингдейл Мур (Англия), а в 2005 году в одностороннем порядке вообще вышли из договора.
Недостроенная РЛС "Дарьял-УМ" вблизи латвийского города Скрунда была взорвана латвийской стороной при помощи американских специалистов 5 мая 1995 года, а арендуемый у Латвии "Днепр-М" был закрыт в 1998 году и демонтирован. В последнее время информация от РЛС в Севастополе и Мукачево, которые эксплуатируются украинскими вооруженными силами, на коммерческой основе передается в Москву.
И Россия за последние годы сделала прорыв в области дальней радиолокации. Ученые стали понимать, что эпоха радаров -гигантов завершается. Были созданы станции нового поколения – высокопотенциальные, экономичные в эксплуатации с минимальным объемом строительных сооружений и специального оборудования. В зависимости от поставленных задач и складывающейся обстановки предусмотрены возможности быстрого развертывания в новых местах дислокации, оперативного перебазирования, наращивания характеристик.
Станция типа "Воронеж", которая строится в Армавире и предложена президентом России в качестве дополнения к Габалинской РЛС, – это принципиально новая станция, не имеющая аналогов в мире и основанная на двух новейших технологиях: высокая заводская готовность и открытая архитектура. На предварительно подготовленной площадке размером в футбольное поле размещаются уже готовые блоки, собранные на заводе, и транспортируемые антенны, что позволяет создавать варианты радиолокаторов с различным потенциалом.
Появление РЛС "Воронеж-ДМ" гарантирует нам полную независимость в получении информации о пусках ракет. Кроме широты охвата воздушного и космического пространства на многие тысячи километров от российской границы, новая РЛС имеет еще и повышенные характеристики обнаружения и классификации целей по сравнению со своими предшественницами.
Станции предыдущего типа были больше похожи на огромные, циклопического вида, сооружения сродни египетским пирамидам. Например, для одной из самых современных РЛС "Дарьял" были построены два огромных бетонных сооружения – передающий центр высотой более 60 метров и 100-метровый приемник. На строительство объекта ушло 10 лет.
По сравнению с ней "Воронеж-ДМ" – лилипут: ажурное антенное полотно-парус и несколько контейнеров с аппаратурой. Все оборудование собирается, монтируется и тестируется прямо на предприятии. На объекте остается только собрать эти модули-кубики в станцию и настроить их работу. В итоге, строительство РЛС занимает всего год-полтора. А при необходимости, доставляя модули с оборудованием или антенную решетку, можно легко наращивать технические возможности станции в зависимости от стоящих задач. Обслуживают новую РЛС всего 15 человек. На станциях предыдущего поколения их было 80.
Присутствует и экономический эффект от эксплуатации новой РЛС. Она на порядок меньше "ест" электричества, излучение антенны уже в ста метрах не представляет никакого вреда для здоровья людей. А самое главное, цена объекта всего 2 млрд. рублей, при том что "Дарьял" в Азербайджане обошелся СССР в миллиард долларов.
Последующие станции, которые будут разворачивать по периметру России, станут еще дешевле, чем "Воронеж": их ориентировочная стоимость около полтора миллиардов рублей. Всего их планируется построить 5-6 штук.
Радарная станция "Воронеж" полностью перекроет возможности, которые сегодня предоставляют России РЛС в Белоруссии, на Украине, в Азербайджане и Казахстане. Россия станет видеть все, что творится от Северной Африки до Китая. Первая такая станция была построена в поселке Лехтуси Ленинградской области и закрыла семилетнюю брешь, которая образовалась после уничтожения РЛС в латвийском Скрунде. В результате, мы стали "видеть" все, что творится в воздухе и космосе до восточного побережья Америки.
Интересно, какие теперь аргументы найдут военные эксперты США, чтобы отказаться от российских предложений. Новая станция – суперсовременная, а радар в Габале в силу его конструктивных возможностей можно модернизировать без ущерба боеготовности. Новая РЛС не слишком близка от Ирана, да и нарастить свой радиолокационный потенциал Россия может в течение короткого времени.
Кажется, Владимир Путин поймал в гостях у американского коллеги не только морского окуня, но и подсадил на крючок самого Буша-младшего.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.