Более 130 русскоязычных школ ежегодно закрываются на Украине – это дает противникам Виктора Ющенко повод говорить о насильственной дерусификации. Впрочем, «оранжевый» президент не придумал ничего нового – похожими методами действовал гитлеровский министр оккупированных территорий.
На Украине нет украинизации, а началась брутальная дерусификация, и, к сожалению, она осуществляется под патронатом президента Виктора Ющенко. Во вторник об этом заявил на конференции по статусу русского языка в Москве депутат Верховной Рады Украины от Партии регионов Вадим Колесниченко.
По мнению Колесниченко, Украина цинично игнорирует Европейскую хартию языков национальных меньшинств и ратифицировала ее только для вида, «чтобы продемонстрировать толерантность Совету Европы». «Официальный отчет о выполнении положений хартии, представленный 20 апреля Министерством юстиции, не отражает реального положения вещей», — утверждает депутат.
В отчете умалчивается о фактической невозможности использования языков национальных меньшинств, основным из которых является русский язык, в судопроизводстве, в общении с органами государственной власти, что ставит в неравное положение 13,5 млн. жителей Украины — более 30% всего населения страны, для которых русский является родным. По утверждению украинского парламентария, на Украине ежегодно закрывается более 130 русскоязычных школ. В украинской столице только в семи из 450 киевских средних школ ведется преподавание на русском языке. В то же время, подавляющее большинство киевлян в быту говорят только по-русски.
Борьба с наречием «москалей» на незалежной Украине ведется уже не первый год. Больше всего в этом, конечно, преуспели в западных областях. Еще в 2001 году во Львове решением горсовета было принято решение о запрете исполнения песен на русском языке на улицах, площадях и в общественном транспорте. Нарушители могут подвергнуться штрафу в размере 50 гривен. Но это, конечно, крайнее проявление национализма.
«Я обращаюсь к жителям западных регионов страны: уважаемые друзья, не надо поднимать вопрос языка, как последний бастион», - в свое время увещевал непримиримых бывший украинский премьер Ехануров, и приводил в пример восточные области, где процесс украинизации преподносился мягким и безболезненным.
Он ссылался на опыт города Алчевска, где пятиклассники поразили Еханурова прекрасным украинским. «Вот так: пока взрослые «чубятся», дети спокойно на это реагируют», - резюмировал тогда Ехануров. Если бы так!
В восточных областях вместе с русским языком из украинских школ выметаются объективные исторические оценки и взгляды, которые содержались в русских учебниках или хотя бы в школьных библиотеках? Где теперь насильно украинизированный школьник прочитает такие, например, строки своего (и не только своего) литературного классика? «...Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская, - писал Николай Васильевич Гоголь. - Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им не похожие одну на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».
А уж на уроках украинской истории ученикам как пить дать не расскажут о том, как в 1918 году гетман Скоропадский отреагировал на идею украинизировать Киевский университет. Гетман вспоминал: «Украинцы, которые, не в обиду им будет сказано, любят сразу брать широкий размах, не считаясь ни с какими действительными условиями жизни, еще в мае прислали ко мне депутацию с ходатайством об украинизации Киевского университета св. Владимира. Я нашел, откровенно говоря, это абсурдом – расстроить в корень один из старейших университетов, имеющих громадную, мировую заслугу в стране».
Так настойчиво, как ныне президент Ющенко, о дерусификации в истории этой страны заботился только один человек – министр оккупированных областей Востока и видный идеолог нацизма Альфред Розенберг. Розенберг придавал исключительное значение пробуждению «национального сознания» на Украине, враждебного русскому языку, истории и культуре России – как средству расчленения СССР.
Из всех оккупированных Германией советских территорий, где школьное преподавание велось на немецком, только украинцам разрешили вести занятия на своем языке. При этом в русских областях оккупанты разрешали учить детей не старше 4 класса, на Украине же открывались вузы. Розенберг хотел открыть в Киеве университет, но его не поддержал Гитлер.
Именно из-за образовательных разногласий с гауляйтером Кохом рейхсминистр ушел со своего постав 1944 году. Розенберг видел в языке средство, инструмент, с помощью которого он стремился искусственно повысить культурный уровень украинцев над русскими. Одно из главных средств пробуждения национального самосознания украинцев нацисты видели в подчеркивании принципиального расового различия украинцев и русских.
Так что дерусификация придумана не вчера и не Ющенко. Она и сегодня служит тем же целя
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.