Провокационное решение о переносе памятника Воину-освободителю может иметь неприятные последствия для Эстонии – даже при отсутствии государственных санкций со стороны Москвы. В интервью «Правде.Ру» эксперты-экономисты отмечают, что решающую роль может сыграть не политический, а общественный протест. Эстония экономически зависит от России, а, значит, на ситуацию могут реально повлиять российские бизнесмены и рядовые потребители.
Между Россией и Эстонией продолжается конфликт, связанный с демонтажем памятника Воину-освободителю в центре Таллина. МИД РФ и обе палаты российского парламента выступили с резкими заявлениями, а представители ряда молодёжных движений взяли в осаду посольство прибалтийской страны. Между тем со стороны исполнительной власти России пока не последовало никаких действий в ответ на надругательство над памятью солдат, погибших в борьбе с нацизмом.
В этой связи вспоминается история с Грузией – когда отношения с Тбилиси обострились, Россия быстро запретила воздушные перелёты и почтовые переводы. Но Грузия – член СНГ и бедная страна, не входящая в ЕС и НАТО. Эстония – другое дело. Эстонцы не ездят на заработки в Россию, уровень жизни в стране выше российского. На защиту Таллина встали Евросоюз и Североатлантический Альянс, в состав которых Эстония входит уже три года.
Между тем механизмы воздействия есть. Так, до 20 процентов доходов своего бюджета Эстония получает от транзита российских нефти, цветных металлов и леса-кругляка, а также от торговли с Россией в целом. Стоит добавить, что благодаря реэкспорту из России Эстония занимает 4-е место в мире по экспорту цветных металлов. Через Новоталлинский порт в Европу следуют российские природные богатства, часть из которых обрабатывается в Эстонии.
Таким образом, в случае перекрытия всех этих поставок и полного прекращения экономических связей эстонской экономике будет нанесён значительный ущерб. Однако в Эстонии создан льготный режим для российских компаний, и санкции ударят по их карману. Среди тех, кто активно торгует с Эстонией – члены семей высокопоставленных чиновников, крупнейшие нефтяные и транспортные компании и банки.
Но наличие таких же российских бизнес-интересов в Латвии два года назад не помешало резко ограничить поток грузов через порт в Вентспилсе. В итоге власти в Риге, подсчитав убытки, решили прекратить оголтелую русофобскую пропаганду. В конце концов, не гнушается санкциями и Вашингтон – им подвергаются все фирмы, торгующие с Ираном и Сирией, в том числе и американские. Так почему бы России не наказать собственные компании, которые оплачивают героизацию нацизма в Эстонии? А это, в свою очередь, могло бы отрезвить эстонских политиков так же, как ранее латышских.
Своим мнением о том, какие санкции в отношении Эстонии должна принять России, поделились с «Правдой.Ру» экономист Виктор Данилов-Данильян и политолог Сергей Марков.
Виктор Данилов-Данильян, директор Центра эколого-экономических исследований Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вице-президент ЮНЕПКОМ:
- Эстония в значительной степени зависит от внешних связей, как и все маленькие страны. Тем более от связей с таким соседом, как Россия. Собственно говоря, нынешнее эстонское благосостояние в значительной степени обусловлено тем беспределом с вывозом металлов и всего остального, которые у нас было в первую половину 1990-х годов. Сейчас, конечно, ситуация изменилась и, тем не менее, Эстония, безусловно, зависит от нас, а мы абсолютно не зависим от нее.
Вообще мировая практика показывает, что самые эффективные санкции может предпринять население, когда оно отказывается покупать товары той или иной страны. Например, освобождение Индии от колониального гнета – событие огромного мирового значения – в значительной степени было простимулировано тем, что масса последователей Ганди отказалось употреблять английские товары. Воля населения должна сыграть в таких делах решающую роль.
Предприниматели, сотрудничающие с Эстонией, думают о прибыли гораздо больше, чем о чем-нибудь другом – так рынок велел. Но многие из них тоже могут избрать альтернативные варианты для своих сделок. Политические меры в данном случае неуместны.
Сергей Марков, член Общественной палаты России, директор Центра политических исследований:
- Мы должны понять, почему снесли памятник. Каждый из депутатов, принимавших закон о демонтаже памятника, получает с этого сотни тысяч евро. Им нужен снос памятника для того, чтобы спровоцировать жёсткую позицию России. Конфликт с Россией, в свою очередь, нужен для того, чтобы ослабить давление ЕС с требованием дать русским право голоса. Если русские получат такое право, то радикальных националистов «прокатят» на выборах в парламент.
Современный ответ должен быть не государственный, а общественный. В Европе плохо слышат голос власти, зато голос общества слышат очень хорошо – например, если бы русские в Эстонии провели миллионную демонстрацию с требованием предоставить им право голоса. Хорошо было бы, чтобы эту демонстрацию поддержали массовыми шествиями в Москве, Петербурге, Киеве, Минске…
Одновременно на всевозможных форумах должны выступать представители не только российской дипломатии, но и неправительственных организаций из Латвии и Эстонии. Я был недавно в Вене на сессии ОБСЕ, и там выступала русская представительница латвийской НПО. Она ни слова не сказала о дискриминации русских в Латвии, а говорила только про разгон митинга в России в Нижнем Новгороде. Для меня ясно, что ей заплатили антироссийские силы, но можем ли мы стоять, как кролики, и просто ждать, пока наших врагов проплачивают враги же?
Везде, куда приезжаю, говорят – ведь это ужасно, что делается. Я бы хотел, чтобы наши чиновники донесли до Евросоюза, что главная цель правительства Эстонии – максимально ухудшить отношения России и ЕС и паразитировать на этих плохих отношениях. Мы вместе с европейцами не должны им этого позволять, ведь и Евросоюз не заинтересован в плохих отношениях с Россией. Но мы почему-то не прилагаем усилий по превращению этого потенциального союза в актуальную политическую силу.
Общество должно провести бойкот эстонских товаров, и призывать к этому должны не власть, не вице-премьер Иванов и не мэр Лужков, а общественные деятели – как я, в частности, призываю, к бойкоту эстонских товаров.
Но главным должен быть бойкот Новоталлиннского порта, прежде всего, нашими металлургами. Эстония занимает четвертое место в мире по экспорту цветных металлов. Для этого мы должны потребовать от российских кампаний отказаться пользоваться этим портом и не сотрудничать с эстонскими предпринимателями. И мы должны в России устроить бойкот российских компаний, кто своими отчислениями кормит эстонских националистов, сносящих наши памятники, избивающих русских в Эстонии. В этом смысле можно сказать, что снос этого памятника происходил вполне на российские деньги.
Стоит добавить, что главный рычаг воздействия на Эстонию находится в самой же прибалтийской стране. Речь идёт о местных русских, которые составляют 30 процентов населения Эстонии, но при этом владеет большей частью местного бизнеса, и, следовательно, платят большую часть налогов в эстонскую казну. В случае, если они откажутся или просто уменьшат налоговые поступления в казну государства, сделавшего из них людей второго сорта, это окажет существенное воздействие на действия властей Эстонии. А заодно и умерят пыл защитников политики премьер-министра Андруса Ансипа в ЕС и НАТО, которые также существуют за счёт европейских налогоплательщиков.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.