Руководство Чехии дало предварительное согласие разместить на своей территории элементы американской ПРО. При этом Россия получила странное предложение принять участие в этом проекте. Между тем, в самой Чехии общественность не поддерживает установку американских ракет. Зная это, правительство обещает подумать и провести переговоры. Однако министр обороны РФ заявляет, что все давно решено, а переговоры проводятся просто «для балды».
Руководство Чехии дало предварительное согласие разместить на своей территории системы американской противоракетной обороны (ПРО) и одновременно пригласило к участию в этом проекте Россию. В ответ вице-премьер, министр обороны России Сергей Иванов категорически отверг все объяснения Праги и в довольно резкой форме обвинил чешскую сторону в желании выслужиться перед США.
История с размещением ПРО в Чехии началась ещё в прошлом году, однако конкретные очертания приобрела только в последние дни, когда премьер-министр Мирослав Тополанек объявил о получении официального запроса из США. И вот Совет безопасности Чехии принял решение дать предварительное согласие на американский запрос. Однако руководители страны явно чувствовали себя неудобно, и в их объяснениях ощущалась крайняя растерянность.
Действительно, страна фактически живёт без правительства с июня 2006 года. За это время чехи устали читать подробности супружеской измены Тополанека, и как президент Вацлав Клаус сходил «налево» в 63 года. Чешские политики погрязли во взаимных обвинениях, им было явно не до международных отношений. А тут вдруг пришёл запрос из США, на который пришлось реагировать, к чему руководители Чехии явно были не готовы.
«Я одобрил продолжение переговоров, к которым приступило правительство Чехии, а также начало соответствующего законодательного процесса», - сказал президент Клаус. Он добавил, что проведёт дополнительные консультации с президентом Польши Лехом Качиньским, который не раз заявлял о своей метче разместить ПРО на польской территории.
В свою очередь, премьер Тополанек уверял, что это система категорически не угрожает никому, а направлена исключительно на перехват ракет, запущенных в сторону Запада из Ирана и КНДР. Он оговорился, что переговоры с США займут несколько месяцев.
Сразу же возник вопрос: почему систему для перехвата ракет из Ирана и Северной Кореи надо размещать в Центральной Европе?
На это обратил внимание и министр обороны России Сергей Иванов. Он напомнил, что иранские и северокорейские ракеты просто не могут долететь до Чехии, зато налицо очередной факт продвижения инфраструктуры НАТО на Восток. Именно на это и указал Иванов в своём комментарии к решению Совета Безопасности Чехии.
«Что касается Чехии, Польши, то я думаю, что, как и многие другие новобранцы НАТО, они хотят как-то быстро показать свою лояльность руководству, и правительство этих стран говорит о том, что предстоят еще переговоры с американской стороной. Мне кажется, что это делается в основном для того, чтобы успокоить свое внутреннее общественное мнение. А на самом деле решение уже давным-давно принято, а переговоры просто проводятся «для балды», - сказал Иванов на пресс-конференции в Индии.
Реакцию главы оборонного ведомства России можно понять. На протяжении последних 15 лет Чехия, как и другие бывшие социалистические страны, безоглядно стремились в НАТО и всячески старались насолить России. Её бывший президент Вацлав Гавел до сих пор является участником самых одиозных антироссийских конференций.
Хотя его преемник Вацлав Клаус попытался восстановить отношения и обменялся официальными визитами с Владимиром Путиным, взаимное недоверие осталось, а самого главу чешского государства многие в стране подвергли резкой критике за «излишнюю мягкость» к России.
На такое выступление Иванова пришлось ответить, и ответы прозвучали весьма странные. Известный своим умением смягчать резкость заявлений соотечественников президент Клаус заявил, что в апреле он посетит Россию, где обсудит с Путиным в том числе и вопрос о размещении ПРО.
А премьер Тополанек пошёл ещё дальше. Он не только сказал, что новая система не угрожает России, но и подчеркнул, что она призвана защищать от ударов террористов и российскую территорию, и пригласил Москву к участию в проекте. И это при том, что США никогда не звали Россию для участия в своей системе ПРО.
А вот насчёт общественного мнения российский вице-премьер оказался абсолютно прав. Про данным чешских социологов, половина населения страны не хочет видеть систему ПРО на своей территории, несмотря на получение за это нескольких миллиардов долларов. Кто-то опасается возможности не виртуального, а самого настоящего удара террористов по Чехии, а кто-то – неприятных экологических последствий. Да и имидж США в связи с войной в Ираке среди чехов явно подпорчен.
Вдобавок решение о размещении ПРО нужно провести через парламент, где проамериканские силы не находятся в большинстве. К тому же, слишком велика вероятность досрочных парламентских выборов, и любое неосторожное слово политика избиратель может повернуть против него. Вот и приходится крутиться, прибегая к самым невероятным и несуразным объяснениям.
Кроме того, Чехия рискует ухудшить отношения со многими своими партнёрами. Видя в России едва ли не крупнейшего торгового партнёра за пределами ЕС, чешское руководство может своими же руками перечеркнуть всё, что с таким трудом начало восстанавливаться в последние годы.
Помимо этого, ведущие страны Евросоюза – Франция, Германия и Италия – не раз давали понять, что не хотят видеть систему ПРО в Европе. Так что Праге грозит ухудшение отношений заодно и с важнейшими экономическими и политическими партнёрами по европейскому континенту.
В целом же Чехия в самый неподходящий момент вынуждена проходить проверку на политическую зрелость – будет ли она постоянно делать откровенно антироссийские шаги, сопровождая их такой же риторикой, как братья Лех и Ярослав Качиньские в соседней Польше, или, наконец, начнёт трезво оценивать свои национальные интересы. Чехии как самой развитой бывшей социалистической стране придётся доказывать, что она не только обогнала своих более бедных соседей в плане уровня жизни, но и превосходит их в области ответственной политики.
Для России также имеет немалое значение, какое же окончательное решение примет Чехия по вопросу о ПРО, и важность этого лежит не сколько в военной (по заверениям российского руководства, с военной точки зрения Россия готова к появлению ПРО возле своих границ), сколько в политической плоскости.
Москве нужно знать, действительно ли в бывшем соцлагере появился предсказуемый партнёр, который чётко осознаёт свои интересы, и с которым можно вести пусть и трудные, но предметные переговоры. Или Чехия вновь вернётся в обойму стран Восточной Европы, политика которых определяется в Вашингтоне и имеет в своей основе русофобию.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.