Эфиопия оказалась перед непростым выбором – либо не вмешиваться во внутренние дела Сомали, либо начать войну, чтобы остановить фундаменталистов. Аддис-Абеба выбрала второй путь, не сомневаясь в международной поддержке. Запад, учитывая горький опыт США девяностых годов, предпочтет решить проблему местного исламизма руками эфиопцев.
Эфиопия начала военные операции на территории Сомали против «Союза исламских судов», который контролирует большую часть страны.
События последнего года в Сомали имеют длительную и кровавую предысторию, которая во многом объясняет внимание к этой стране не только мирового сообщества, но и террористических организаций, ставящих своей целью получить плацдарм для активизации деятельности по всему миру.
В 1960 году Сомали получает независимость от Италии и Великобритании. Национальное правительство возглавил Али Шермарк, который в результате военного переворота был убит в 1969 году. Армия во главе с генералом Сиад Баре взяла всю полноту власти в стране.
В 1977 году Сомали поддерживает мятеж в восточной провинции Эфиопии, что вызвало широкомасштабную войну между этими государствами. Потеряв 32 тысячи военнослужащих, Сомали терпит поражение.
В 1982 году в стране началась гражданская война. Официальный Могадишо не контролировал территорию страны. В 1991 году Сиад Баре бежал, оставив Сомали в руках множества противоборствующих полевых командиров.
Наиболее сильный из них – Фарах Айдид – контролировал большую часть страны, пытался сместить президента Али Махди. К декабрю 19991 года в ходе боев погибли 4 тысячи человек. Столица превратилась в руины. В стране процветал бандитизм. Инфраструктура Сомали была полностью уничтожена.
К осени 1992 года более 300 тысяч жителей умерло от голода. Все попытки ООН и международных сил навести порядок в стране провалились. В это же время по личному указанию Усамы Бен Ладена с 1993 года началась переброска боевиков «Аль-Каиды» («афганских арабов») в Сомали. С тех пор страна, распавшаяся на куски, стала постепенно превращаться в территорию, свободную для боевых формирований исламистов.
Бесконечная череда смены временных правительств, анархия, насилие и бандитизм – питательная среда для появления радикальных движений, захвата власти под лозунгами справедливости и установления законов шариата. В Сомали произошло то, что напоминает афганские события, когда отряды Талибана на фоне разрухи и междоусобиц взяли власть.
Летом 2006 года исламисты, связанные с «Аль-Каидой», взяли под контроль столицу Могадишо. Власть с того времени оказалась в руках Совета исламских судов, который вряд ли сможет навести порядок. Но то, что радикалы этой группировки попытаются дестабилизировать обстановку в соседних странах, особенно в христианской Эфиопии, сомнений не вызывает.
Уже сейчас на территории Сомали организованы тренировочные лагеря террористов по образцу афганских, открытые для местных и иностранных добровольцев. Единственным препятствием для группировки Объединенные исламские суды (ОИС) является нынешнее правительство Сомали, обосновавшееся в городе Байдао. Свергнув его, экстремисты получат полный контроль над всей страной.
В этой ситуацией перед Эфиопией стоит непростая дилемма – невмешательство во внутренние дела соседа, без всякой гарантии, что джихад не перекинется на ее территорию, или военная кампания под предлогом поддержки официального и международно-признанного правительства с целью решительного разгрома исламистов. Тем более, что лидеры ОИС, угрожавшие неверным в Эфиопии, тоже объявили войну Аддис-Абебе.
Эфиопия выбрала войну, не сомневаясь при этом, что ей будет обеспечена международная поддержка и вероятно не только моральная. Никого из соседей не обрадует режим «африканского Талибана» на своих границах.
Запад, учитывая горький опыт США 1993 года в Сомали, когда с треском провалилась операция по захвату лидеров вооруженных формирований и истории с талибами захочет решить эту проблему руками Эфиопии.
Африканским государствам ход событий в Сомали внушает серьезные опасения. Когда гражданская война в рамках одной страны не особо влияла на хрупкий африканский мир, можно было надеяться на стабилизацию хотя бы в перспективе. Но приход к власти ОИС может вызвать цепную реакцию в других государствах, где радикальный ислам рвется к власти. Тогда Сомали станет отрицательным примером для Эфиопии, с ее проблемами в Эритрее.
Эфиопия имеет мощную и хорошо организованную армию.В крупных столкновениях она одержит победу, но сделает серьезную ошибку еслине уйдет после разгрома основного ядра радикалов.
Сетевая структура террористов позволит эффективно бороться с подразделениями вооруженных сил. И каждый успех будет подаваться как победа над оккупантами, втягивая в террор новых участников.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.