Впервые Джордж Буш открыто признал, что стратегию в Ираке необходимо менять. Видимо, он все-таки понял, что главная цель военной кампании не достигнута. Наладить бесперебойные поставки иракской нефти в США не удастся, а Ирак находится на грани гражданской войны. Похоже, американцев ожидает бесславный уход из региона, отражающий крах идеи Рах Americana.
Реальная подоплека иракских событий отнюдь не сокрыта в недосягаемых глубинах международных интриг, а, напротив, лежит практически на поверхности. Нет никакого сомнения, что главный и единственный мотив американской политики в Ираке – это нефть.
Максимальный контроль над мировыми энергетическими потоками всегда был и остается главной задачей внешней политики США, напористо реализуемой с применением всего арсенала политических и военных средств. С этой точки зрения, интерес для американцев представляет исключительно иракский Курдистан, где, собственно и сосредоточены основные запасы углеводородов.
Все остальные территории, населенные шиитами и суннитами, по сути, являются нежелательным приложением и тяжкой обузой для Белого Дома, вынужденного держать там оккупационные войска для усмирения бурлящего и непокорного региона.
На эпопею со свержением Саддама Хусейна и оккупацией Ирака уже потрачено более 400 миллиардов долларов, не говоря уже о без малого трех тысячах цинковых гробов, в которых вернулись в США погибшие солдаты.
Естественно, что это ложится тяжким бременем даже на сильную американскую экономику, не говоря уже о серьезном политическом ущербе для администрации Буша внутри самих США, где общественное мнение со времен вьетнамской войны успело отвыкнуть от подобных потерь.
Между тем, при продолжении прямой оккупации Ирака потери будут только увеличиваться, поскольку взаимная ненависть и насилие между суннитами и шиитами растет опережающими темпами. Раньше противоречия мусульманских общин блокировал светский режим Саддама Хусейна, подчеркнуто внерелигиозный и скорее, национально-социалистический по своей сути.
С падением режима многовековые противоречия, неоднократно выливавшиеся в кровопролитные религиозные войны, высвободились из-под спуда, и началась бурная цепная реакция межконфессионального противостояния шиитов и суннитов на фоне общего роста исламского фундаментализма.
Само по себе, для госдепа и администрации Буша это большой проблемой не являлось бы – «разделяй и властвуй». Проблема заключается в том, что нефть, добываемую в Курдистане, ставшем непровозглашенным и непризнанным государством под американским протекторатом, надо еще и транспортировать к перевалочным портам. А трубопроводы к нефтяным терминалам Басры пролегают как раз по территориям смешанного шиитско-суннитского населения, где разгорается гражданская война.
Поэтому просто так уйти оттуда, оставив трубопроводы без присмотра, американцы не могут. Рассматривается альтернативный вариант транспортировки нефти через средиземноморские порты Сирии. Именно этим и объясняется резкая активизация американских военно-дипломатических усилий вокруг Сирии и Ливана.
Но для освоения этого направления нефтепотока необходимо создать всю необходимую инфраструктуру с многомиллиардными вложениями и многолетними работами, а главное – необходимо разрубить гордиев узел арабо-израильского конфликта, чего еще никому не удалось сделать за все годы, прошедшие после создания государства Израиль в 1947 году.
Следовательно, для США остается только один реалистичный путь транспортировки нефти – именно через Басру и именно через территорию гражданской войны. По сути, американцы стали заложниками ситуации, созданной самой же администрацией Буша: уйти не могут, остаться – тоже.
Самому Бушу пришлось признать, что его иракская политика зашла в тупик. К такому же выводу пришла и комиссия Бейкера – Гамильтона, заявившая в своем отчете Конгрессу, что «политика администрации президента Джорджа Буша в Ираке не работает. Для исправления катастрофически ухудшающейся ситуации в этой стране необходимы радикальные коррективы в военной и дипломатической стратегии Вашингтона».
В отчете предлагается «изменить роль и статус пребывания американских вооруженных сил в Ираке», для чего необходимо «как можно скорее переориентироваться на поддержку иракской национальной армии. Реализация этой цели потребует на первых порах увеличить число американских военнослужащих в иракской армии с нынешних четырех до 20 тысяч человек».
Остальные части предлагается вывести. По словам сопредседателя комиссии сенатора Ли Гамильтона «Кпервому кварталу 2008 года все боевые части военных подразделений США могут покинуть Ирак».
Скорейший вывод 140 тысячного американского контингента из Ирака был одним из главных предвыборных требований демократов, которые, взяв под свой контроль Конгресс, настойчиво подталкивают Буша к уходу – пока только из Ирака.
Наиболее вероятный преемник Дональда Рамсфелда на посту министра обороны США Роберт Гейтс, как фигура, безусловно, компромиссная, высказывается пока осторожно, однако вполне пессимистично, в том духе, что «США не выигрывают войну в Ираке», а продолжение дестабилизации в ближайшие год-два может привести к «региональному пожару».
И Гейтс, и комиссия Бейкера основной упор делают на «политическое решение» конфликта, а в докладе призывается к прямым переговорам с Сирией и Ираном, на что Буш идти отказывается.
Тони Блэр, после визита в Вашингтон такжебыл настроен не слишком оптимистически относительно таких переговоров, заявляя о причастности Ирана к финансированию шиитских террористов. Британский премьер в ближайшее время прибудет с миссией на Ближний Восток и возможно, попробует реализовать то, что предлагала комиссия Бейкера, – устроить международную конференцию по ближневосточному урегулированию с участием арабских стран, Ирана, американцев и британцев.
Однако если в отношении Сирии американцы могут позволить себе язык завуалированных или даже прямых угроз и рассчитывать на некую податливость Дамаска, то в отношении 70-миллионного Ирана, одной ногой уже вступившего в ядерный клуб, такой подход явно не сработает, и на шантаж Тегеран не поддастся.
Белому Дому нечего предложить Ирану в обмен на отказ от поддержки единоверцев-шиитов в Ираке. Ни кнутом, ни пряником Тегеран не взять, а, следовательно, шиитские движения и партии Ирака по-прежнему будут опираться на прочный иранский тыл и огромные финансовые возможности Исламской Республики. А значит – никакого «урегулирования», в рамках существующего иракского режима невозможно в принципе, и распад Ирака на три части – лишь вопрос времени.
По сути, политика Буша привела США к 400-миллиардным затратам на войну, в сухом остатке которой – нефть Курдистана, которую американцам никак не взять, шиитские земли Ирака, которые уже сейчас попали под власть Ирана, три тысячи американских солдат, погибших непонятно ради чего.
А впереди – неизбежный и бесславный уход американской армии из распавшегося в результате интервенции Ирака. И столь же бесславное завершение президентского правления Джорджа Буша, которого кусают со всех сторон победившие на парламентских выборах демократы.
На совместной пресс-конференции с Блэром глава Белого Дома признал, что иракскую политику США необходимо менять. Это свидетельствует лишь о том, что давление демократической партии все усиливается, и Буша постепенно загоняют в угол, заставляя начать вывод войск до истечения президентских полномочий. И, судя по всему, ему придется испить эту чашу унижений до дна – особенно в свете разговоров об импичменте, упорно циркулирующих в коридорах власти.
Недолгая эпоха «Pax Americana» определенно завершается, и мы наблюдаем последние акты этой грандиозной политической пьесы, в которой на долю Буша выпала самая трудная и неблагодарная роль.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.