В Ливане сложилась революционная ситуация, когда верхи не могут, низы не хотят, и при этом есть организация, способная возглавить протест. В поддержке мятежа уже успели обвинить Сирию. Это играет на руку Вашингтону, который получает повод заявить, что Дамаск занимается терроризмом в государственном масштабе.
Ливан сегодня можно сравнить с перегретым котлом без предохранительного клапана. Раскол политических сил, острота конфликта, непримиримость власти и оппозиции напоминает 1975 год, когда началась гражданская война, продлившаяся 15 лет.
В действиях обеих сторон нет спонтанности. Подготовка идет последовательно, она продумана и рассчитана на решительный удар. Или «Хезболла» свалит правительство, или нынешний кабинет поставит эту организацию на колени.
Обострение началось в ноябре после того ухода из правительства Ливана шести министров-шиитов, представлявших организацию «Хезболла» и «Амаль» и убийства 21 ноября министра промышленности Пьера Жмайеля – последовательного противника влияния Сирии в Ливане.
Министры подали в отставку после того, как власти отказались предоставить «Хезболле» и ее союзникам больше мест в правительстве. Сторонники «Хезболлы» подчеркивали, что после войны с Израилем изменилось соотношение общественного влияния, а состав нынешнего кабинета не отражает реальный политический расклад.
Дело в том, что в правительство входят 24 министра. По конституции, представительство шиитов необходимо. Кроме того, треть всех членов кабинета плюс один могут блокировать любое решение правительства.
Допустить, чтобы шииты и их союзники имели возможность влиять на важные для страны решения, премьер-министр Фуад Синиора не мог. Последовал отказ. Но без шиитов правительство существовать тоже не могло. Тем более, президент Ливана Эмиль Лахуд объявил его неконституционным.
Фаза кабинетных переговоров закончилась. Лидеры ливанской оппозиции во главе с «Хезболлой» обратились с призывом к своим сторонникам выйти на улицы и обвинили правительство в недееспособности. По мнению митингующих, кабинет министров проявил полную пассивность в защите государства от агрессии, не оказав помощи шиитам во время войны с Израилем и поддержав американо-израильские требования о разоружении «Хезболлы».
Оппозиция инициировала демонстрации с требованиями досрочных парламентских выборов и формирования правительства национального единства. У правительства Синиоры аргументов в свою пользу почти нет. Массовость и организованность его противников нарастала.
И тут произошло убийство министра Пьера Жмайеля, который был настроен против Сирии. Это вызвало возмущение в стране, рост антисирийских настроений. «Хезболла», поддерживаемая Дамаском, вынуждена была отложить акции протеста.
Убийство странное, в нем обвинили Сирию. Похороны, вылившиеся в массовую демонстрацию, собрали 700 тысяч человек. По совпадению, в этот день на улицы должны были выйти сторонники «Хезболлы» в не меньшем количестве. К счастью, оппозиция поступила продуманно. Она перенесла выступления, поставив условие кабинету – в течение недели передать шиитскому движению и представителям других конфессий треть постов.
Убийство Жмайеля и похороны дали Фуаду Синиоре лишь передышку, но не изменили баланс сил в его пользу. Непричастность Сирии была очевидна, потому что ей невыгоден очередной всплеск истерии. «Хезболле» с ее возможностями влияния в обществе это покушение только мешало активно действовать на политическом поле.
Но вовлечь в кризис Сирию было просто необходимо. Это давало аргументы противникам «Хезболлы». И вот накануне протестных акций ливанская газета Ya Libnan со ссылкой на арабоязычное издание Al-Mustaqbal сообщила, что Сирия подготовила и направила в Ливан две сотни террористов, задача которых – убить 36 ливанских политиков, выступающих за ослабление влияния Дамаска в их стране.
По сообщению газеты, президент Сирии Башар Асад одобрил создание этих «команд смерти», в которые сирийские спецслужбы завербовали членов палестинской группировки «Восстание ФАТХа», отколовшейся от движения ФАТХ Махмуда Аббаса. Об этом стало известно от двух арестованных по подозрению в убийстве ливанских палестинцев.
Смущает два обстоятельства. Как два мелких агента (если это резиденты, то в убийствах не участвуют), знают о двухстах террористах, о количестве политических целей, об одобрении самого президента? И почему эта информация пошла от Al-Mustaqbal, принадлежащей семье убитого в 2005 году экс-премьера Ливана Рафика Харири, чей сын является лидером партии «Аль-Мустагбаль» и ярым противником Сирии?
Газета прямо подставила плечо постоянному представителю США в ООН Джону Болтону, который недавно заявил, что убийство Жмайеля предвещает переворот. Болтон предположил, что в мятеже замешано сирийское правительство и что в таком случае Сирии стоит ожидать серьезных последствий. Если будут доказательства, это будет означать, что Сирия «не только поддерживает терроризм, но и играет ключевую роль в его деятельности», констатировал он.
Вот новость и подоспела вовремя. Теперь любой результат ставит Сирию под серьезный удар со стороны Запада.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.