Это настолько крупный проект, что он, скорее, относится не к экономике, а к международной политике. Концерн EADS отложил решение по строительству суперлайнера А-350. Похоже, Европа проигрывает в соревновании с США. Россия заинтересована в участии по программе А-350, однако можно не согласиться с российскими экспертами, которые заявляют, что отказ от этого проекта будет серьезной ошибкой. Намного больше дивидендов может принести сотрудничество с «Боингом».
Авиастроительная отрасль Европы испытывает серьезные трудности не только финансового, но и технического характера. Европейский концерн Airbus из-за проблем с самолетом А-380 может отказаться от разработки перспективного проекта межконтинентального лайнера А-350.
Новый проект предполагает строительство самолета на 253 пассажирских места с дальностью полета 16300 км. Планировалось, что первый А-350 появится в 2010 году. Лайнер представлялся как конкурент Боинга-787, который завоевал популярность среди авиакомпаний.
Технические недоработки самолета А-380, перенос его поставок перевозчикам и неоднократные опасения, что конструктивные недостатки А-380 могут быть выявлены и в проекте А-350, подрывают доверие к концерну.
Неопределенность перспектив привели к тому, что акции EADS – европейского аэрокосмического и оборонного концерна, в состав которого входит Airbus – упали на 4,2 процента.
Однако Airbus продолжает испытывать терпение заказчиков по А-380. В результате они начинают искать новых партнеров, что привело к убыткам в размере 4,5 млрд. евро.
Европа понимает, что проигрывает США в стратегии реализации авиапрограмм. Вместо концентрации усилий по лайнеру А-380, ЕС распыляет силы и средства. Недоработки с одним лайнером дискредитирует возможности другого.
Уже сейчас закладываются основы того, что Европу потеснят в области авиаперевозок. По прогнозам , с 2006 по 2025 годы потребность мирового рынка авиаперевозок составит 22 700 новых магистральных самолетов на сумму в 2,6 трлн. долларов.
В предстоящие 20 лет объем пассажирских перевозок вырастет более чем в два раза. И за этот рынок предстоит нешуточная борьба. Уже сейчас правительства ряда стран, в частности Германии, ведут переговоры о покупке пакета акции EADS, чтобы помочь ее авиапромышленному отделению – Airbus.
Россия заинтересована в участии по программе А-350, так как это дает опыт и возможность, в свою очередь, реализовать свой прорывной проект в кооперации с иностранными партерами.
Однако возводить это в абсолют не совсем правильно. Европейцы не горят энтузиазмом включить Россию в этот проект, хотя и не исключают некоторое участие наших специалистов в конструкторских работах.
Можно не согласиться с нашими экспертами, которые заявляют, что если мы не войдем в А-350, то окно возможностей закроется на годы, потому что других проектов у Airbus нет.
Фирма «Боинг» поступила более прагматично, без политической интриги и опасения впасть в зависимость от партеров. За два года с момента создания самолета Боинг-787 – конкурента А-350 – «Боинг» определился с подрядчиками. В создании лайнера участвуют 130 предприятий из 20 стран.
Россия в этом проекте – не на обочине. Президент «Боинга» по России и СНГ Сергей Кравченко заявил на авиасалоне в Фарнборо, что создаваемый самолет Боинг-787 почти с полным правом можно назвать «российским», потому что, во-первых, 20 процентов веса – титановые конструкции произведенные в России из российского титана.
Во-вторых, это российские инженеры. В московском конструкторском центре (МКЦ) «Боинга» работают 1200 человек. Это те инженеры, которые, оставаясь сотрудниками фирм «Сухой», «Ильюшин» и других, работают по контрактам. Половина работает над Боингом, примерно треть инженерных проектов по 787-й машине выполнено в МКЦ.
В-третьих – самолет востребован на маршрутах, которые проходят над территорией РФ и соединяют Америку, Азию и Европу.
Пока Европа морщится и делает ошибки, Россия получает уникальный опыт сотрудничества в области создания нового продукта. В результате, Боинг-787 займет сегмент самолетов средней пассажировместимости. За счет высокоэффективных двигателей потребление топлива снизится на 20 процентов по сравнению с самолетами этого класса.
На самолет Боинг-787 уже поступило 393 заказа от 29 авиакомпаний, стоимостью 50 млрд. долларов. Все самолеты, которые будут построены в течение первых трех лет серийного производства, уже проданы, а спрос остается на высоком уровне.
На этом фоне Аirbus вынужден корректировать проект А-350, тем более, что концерн получил в 4 раза меньше заказов, чем его конкурент. По прогнозам Боинг с участием России придет со своим самолетом на рынок на 3-4 года раньше.
Взвесив все «за» и «против» EADS, должен был решить вопрос о судьбе А-350, от которого зависит будущее Airbus. Однако, заседание отменено, решение не принято. Европа в растерянности, а выход не найден.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.