Визит президента Египта Хосни Мубарака в Москву дает повод для рассмотрения нынешней ситуации на Ближнем Востоке и перспектив укрепления позиций России в этом регионе.
Египет всегда был индикатором политического курса арабского мира, который выбирают лидеры ведущих стран. Вне зависимости от государственного строя и своих особенностей, арабы с уважением относятся к Каиру. Не зря говорят, что «книги пишутся в Египте, печатаются в Ливане, читаются в Ираке».
Итоги переговоров президентов России и Египта свидетельствуют о том, что Каир отходит от опасного для своего существования проамериканского курса, а Москва возвращается на Ближний Восток не только как политический, но и как экономический партнер.
Предсказуемость и последовательность России на фоне агрессивности США, навязывание американцами западных шаблонов демократии и свободы, заставляет не только Египет, но и другие страны региона пересматривать свою внешнюю политику и экономические приоритеты.
Катализатором такой ревизии стала война в Ираке и провозглашение Вашингтоном идеи Большого Ближнего Востока. Тогда Соединенные Штаты, пытаясь втянуть в свою авантюру арабский мир и, в частности Египет, подвели Каир к серьезному политическому кризису.
Если бы Мубарак встал в фарватер войны, то оппозиция на волне национализма и антиамериканизма смела бы его режим, положив начало дестабилизации обстановки в соседних странах.
Не получив поддержки, антиарабские силы нанесли удар по самой доходной части бюджета страны – туризму. Подрыв самолета и многочисленные жертвы в Шарм-аш-Шейхе должны были убедить руководство страны пересмотреть свою позицию. Не получилось.
Предложив арабам жесткую матрицу американской демократии, США серьезно подорвали свои позиции даже среди лояльных к себе государств. Это подтверждают слова президента Египта: «Нельзя говорить об одной универсальной модели демократии, так как каждый народ должен осуществлять демократию, чтобы она соответствовала природе народа, его культуре, самобытности и обычаям».
Наконец, война в Ливане, безусловная поддержка и военная помощь Вашингтона Израилю поставили с новой силой вопрос об арабском единстве как условии выживания всех и каждого.
Взрывоопасная ситуация требует перейти от политических и эмоциональных позиций к закладке фундамента единства на основе совместных экономических и торговых интересов. Существенное изменение отношения к России видится и том, что она предложила путь от конфронтации к диалогу цивилизаций. Не войну за цивилизацию, имея в виду слова Буша, а сотрудничество без вмешательства в культуру и традиции, без поиска врага и разжигания вражды к исламу.
Но политика эффективна тогда, когда имеет материальные результаты. То, что внешнеполитическая активность на Ближнем Востоке позволила России вернуться в Египет, очевидна.
Создание российской специальной экономической зоны, размещение там высокотехнологичных предприятий, строительство автосборочных заводов, участие в ядерной программе – это прорыв. А перспектива продажи Египту боевых самолетов, чего не было в течение тридцати лет, – это изменение политического курса Каира.
Если примеру Египта последуют другие арабские страны, то Соединенным Штатам придется составлять очень длинную «ось зла», для простоты – желательно по алфавиту.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.