Очень трудно будет реализовывать экономическую политику, если ей будет противоречить внешняя политика.
Вице-премьер-министр Украины Н.Азаров
На Украине уже не первый месяц работает правительство во главе с Виктором Януковичем . Деятельность нового правительства неизбежно будет сравниваться с работой предыдущего. Интересно ведь, отличается ли чем-нибудь новая команда от прежней, а если да, то чем именно. В Брюсселе глава украинского правительства уже сделал важное внешнеполитическое заявление о паузе в отношениях с НАТО , не оставшееся незамеченным как здесь, так и за океаном. В ближайшие месяцы, похоже, в общих чертах прояснится и экономическая политика, которую намерен проводить сформированный в августе кабинет министров. Многое станет понятно, когда украинское правительство словом и делом проявит свое отношение к проектам, осуществляемым на постсоветском пространстве.
Выпадение из процессаКое-какие мысли в отношении одного из таких проектов – Единого экономического пространства – высказал на днях украинский первый вице-премьер-министр, министр финансов Николай Азаров . Он выразил убеждение, что участие в ЕЭП выгодно прежде всего Украине. «Хотя бы, - сказал Азаров, - с точки зрения надежного доступа к энергоносителям и сохранения на переходный период низких цен на энергоносители». Однако, посетовал вице-премьер, Украина уже выпала из переговорного процесса по формированию ЕЭП. «16 августа Янукович был в Сочи и подтвердил желание Украины интегрироваться в переговорный процесс по ЕЭП. Прошел месяц. От России нет никаких предложений, и никакого интереса к нам нет», - отметил Азаров.
Не умолчал украинский министр и о причинах сложившейся ситуации. «Сейчас, после того как полтора года власть занималась антироссийской риторикой , восстановить прежний уровень доверия очень трудно. Поэтому я не удивляюсь нынешней позиции россиян», - считает вице-премьер. Добавлю от себя, одной риторикой дело не ограничивалось. Фактом является то, что прошлая, оранжевая, команда (причем, оба ее теперь разорванных крыла – одинаково солидарно) не только полностью заморозила свое участие, но и заблокировала процесс развития ЕЭП для всех остальных участников проекта. Таким образом, Россия , Белоруссия и Казахстан оказались заложниками откровенного саботажа ЕЭП Украиной. Вместо этого Киев, поощряемый Вашингтоном, активно принялся реанимировать ГУУАМ, в котором с течением времени остается все меньше букв, создавать всякие балто-черноморские союзы и предлагать прочие содружества демократического выбора.
Вы оставайтесь, а мы поехалиЕще в начале февраля 2005 года, за день до формирования первого оранжевого правительства новые власти Украины дали понять, что согласятся участвовать в ЕЭП исключительно на условиях односторонних преимуществ для себя. Позднее эта позиция многократно подтверждалась украинской стороной на самом высоком уровне. Вполне естественно, что такой подход показался довольно обидным всем остальным участникам.
В конце концов, в середине лета 2005 года в Министерство экономического развития и торговли со Старой площади поступило указание готовить рамочное соглашение по Единому экономическому пространству в составе России, Казахстана и Белоруссии, без участия Украины. Это решение означало, что позиция Киева более не будет приниматься во внимание. Украина, таким образом, потеряет выгоды от создания ЕЭПкак равноправныйучастник процесса и впоследствии будет вынуждена присоединяться к уже готовому соглашению, которое составляется без учета ее интересов.
На юбилее Казани в августе 2005 года, куда приехали президенты четырех государств ЕЭП, все были расставлены точки над i. Национальный координатор России в Группе высокого уровня по формированию ЕЭП Дмитрий Сухопаров сообщил, что из 91 документа, необходимых для полноценного создания единого пространства, согласованы уже 61, правда, лишь в формате трех стран России, Белоруссии и Казахстана. Украинские эксперты, как обычно, имели особое мнение. Они работали всего с 34 документами, из которых удалось согласовать только половину. «Тройка» решила двигаться дальше, а Украина осталась наедине со своей позицией.
Если заявление Николая Азарова – не пустые слова, а серьезный разговор, то его, диалога, продуктивность будет во многом зависеть от доброй воли других участников ЕЭП и от России в первую очередь. Украинской стороне возобновлять переговорный процесс придется, естественно, с того места, на котором его бросили « оранжевые ». То есть это не совсем возврат к исходным позициям. Белоруссия, Казахстан и Россия продолжали двигаться дальше, Украине придется догонять. Как себя поведет Москва?
Наблюдение за полуторагодичной активностью команды оранжевых единомышленников не раз наталкивала вашего покорного слугу на мысль, что главная задача у героев Майдана – одна единственная. А именно – пройти в конфликте с Россией так называемую «точку невозврата», испортить отношения между странами до такой степени, чтобы их невозможно было восстановить ни при каких обстоятельствах. Времени оранжевым революционерам было отпущено немного, но сделать в этом направлении им удалось достаточно. Теперь Москва имеет полное моральное право возложить всю вину на Киев. Россия вправе дать понять, что Украина теперь «отрезанный ломоть» (как Прибалтика , например) и строить отношения с незалежной будет исходя именно из этого. Правда, по сути это будет означать, что «оранжевые» в кратчайший срок с успехом справились с поставленной перед ними задачей.
Возможен другой вариант. Кремль попытается восстановить сотрудничество с Украиной хотя бы до уровня, который имел место в двусторонних отношениях в период позднего Л.Кучмы. Должен ли для этого что-то сделать Киев со своей стороны? Разумеется. Причем понятно, что период достаточности деклараций о важности стратегического партнерства окончен и настало время конкретных предложений. Азаров констатирует, что «от России нет никаких предложений». Потому и нет, что Москва ждет определенной инициативы от Украины. Кроме того, украинский МИД по-прежнему возглавляет Борис Тарасюк , который пока будет жив по мере сил будет продолжать всячески вредить делу восстановления добрососедства.
Но России, по-видимому, тоже не стоит требовать от украинского правительства слишком многого. Пока у антикризисной коалиции нет конституционного большинства, президентскую квоту в правительстве (минимум – министр иностранных дел и министр обороны) придется терпеть. Помимо этого, осторожность Киева будет обусловлена близостью в России избирательной кампании-2007-2008. Впрочем, начала реальной работы в направлении навстречу друг другу будет в сложившейся ситуации вполне достаточно.
Алексей КовалевНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.