Политика Исламабада начинает раздражать США. Похоже, отношения между союзниками ухудшаются, что грозит Вашингтону утратой влияния в Азии. Формируется новый многополярный мир, одним из центров которого станет Россия.
Тон последних заявлений президентов США и Пакистана по поводу терроризма и событий 11 сентября наводит на мысль, что охлаждение в отношениях этих стран уже произошло.
В интервью телеканалу CBS пакистанский лидер вспомнил, как США угрожали его стране нанести удар с воздуха в случае отказа присоединиться к войне против талибов. Мушарраф процитировал заместителя госсекретаря Ричарда Армитиджа: «Приготовьтесь к тому, чтобы отправиться в каменный век». «Это было оскорбительно», - заметил пакистанский лидер. Сам Армитидж отрицает, что делал подобные заявления.
Как бы то ни было, Пакистан тогда согласился на требования США оказать необходимую помощь. Конечно, Мушаррафу в то время приходилось нелегко. Он был взят в клещи. Или бомбы на голову, или бунт местных мусульман с перспективой отстранения от власти.
Но расчет был верным. Скоротечность операции в Афганистане объяснялась просто. «Талибан», «Аль-Каида», Бен Ладен – птенцы гнезда ЦРУ – быстро выполнили команду и растворились. Они укрылись, в том числе, и под зонтик пакистанских спецслужб, полагают многие эксперты. Фундаменталисты Пакистана успокоились. Президент остался при должности.
Почти одновременно с выступлением Мушаррафа Джордж Буш заявил, что направил бы американские войска в Пакистан, если бы располагал сведениями, что в стране скрывается Бен Ладен.
На всех языках это называется угрозой. Конечно, грозная риторика не может быть подкреплена действием, но симптомы недовольства друг другом очевидны. Мушаррафу некомфортно в одной связке с Вашингтоном, терпящим поражение в Ираке, потерявшим авторитет на Ближнем Востоке и проигравшим Ирану на дипломатическом фронте.
Поэтому усилия пакистанского лидера по сближению с Индией, выстраивание отношений со странами Средней и Северо-Восточной Азии вполне понятны. Они раздражают команду Буша, которая обвиняет Пакистан в предоставлении ядерных материалов и секретных технологий Ирану и КНДР.
Позиция Белого Дома понятна. Однополярный мир уходит в прошлое. Защищать его с оружием в руках США не могут, а другие страны не хотят. Нарождается другой – многополярный мир, который формируется вокруг центров развития – Китай, Юго-Восточная Азия, Россия, Индийско-пакистанский регион.
Осознание нового мироустройства реализуется в различных формах: начало переговорного процесса между враждующими соседями, саммиты стран Неприсоединения, усиление Шанхайской организации сотрудничества.
В этой ситуации США могут потерять союзника в Южной Азии. Пакистан, вероятно, понимает, какая роль ему уготовлена «в борьбе за цивилизацию», как ее назвал Буш. Поэтому Исламабад и стал проводить более осмотрительную политику по отношению к соседям, в первую очередь, к Индии.
Возобновление переговоров с Индией – это серьезный самостоятельный шаг. Можно полагать, что они не ограничатся кашмирской проблемой, а затронут вопросы взаимного ядерного сдерживания – контроль уровня обычных и ядерных вооружений, укрепление доверия для недопущения критических ситуаций, провоцирующих превентивный удар, снижение риска случайного использования ядерного оружия.
Заявление Буша может быть сигналом тем реальным силам, которые или не хотят стабильности, или обязаны выполнить указания шефа. Это, прежде всего, касается укрывшихся на афгано-пакистанской границе лидеров террористического интернационала (Аль-Каиды, Талибана, Исламского движения Узбекистана, сепаратистов Синьцзяна и т.п.), а также военных высокого и среднего ранга, недовольных политикой генерала Мушаррафа, и исламских экстремистов Пакистана – сторонников вооруженного джихада.
Покушение на Мушаррафа в декабре 2003 года было, вероятно, делом рук представителей этих сил, действующих в тесном единстве. Успех таких попыток в будущем может привести к дестабилизации обстановки в Пакистане со всеми вытекающими последствиями для региональной и глобальной безопасности.
Оскорбление, о котором вспомнил пять лет спустя президент Пакистана – это не эмоции, а политический шаг.
Владимир Анохин, «Правда.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.