Сербия быстро сворачивает со своего курса на вступление в Евросоюз, утверждает Анжелика Васкотто, автор Европейского совета по международным отношениям (ECFR). В своем новом материале для аналитического центра она рекомендует Брюсселю обеспокоиться растущей дистанцией Белграда от внешней политики ЕС.
Вопрос о расширении ЕС сейчас более реален, чем когда-либо прежде: после заседания Европейского совета в середине декабря лидеры решили продвинуться вперед, начав переговоры с Украиной и Молдавией, и предоставили статус кандидата Грузии. На вопрос о Западных Балканах не ответили с такой же решительностью. В то время как другие страны, такие как Босния и Герцеговина, Северная Македония и Албания, остаются в тупике из-за ряда нерешенных вопросов, таких как сильные этнические разногласия, случаи институциональной коррупции и отсутствие верховенства закона, Сербия быстро становится самым противоречивым кандидатом в списке ожидания.
А с середины декабря прогресс Сербии в выполнении требований о вступлении в Европейский союз резко ухудшился. Результаты всеобщих выборов в стране 17 декабря — четвертых за три года — свидетельствуют о том, что демократия под угрозой. После того, как официальные лица объявили о победе Сербской прогрессивной партии Вучича (SNS), тысячи людей вышли на улицы Белграда в знак протеста против того, что они сочли мошенничеством, и потребовали отмены выборов. Несколько политиков из оппозиционной коалиции "Сербия против насилия" (SPN) объявили голодовку. Месяц спустя на улицах стало тише, и Вучич больше не попадает в заголовки международных газет, но опасения сербов по поводу отступления от демократии остаются глубокими — и не без оснований. Наблюдатели за выборами обнаружили, что системные преимущества SNS "создали несправедливые условия", наряду с сообщениями о фантомных избирателях, вбросах бюллетеней и подкупе голосов.
Поскольку Сербия быстро отклоняется от курса, необходимого для обеспечения “надлежащего функционирования” ее демократических институтов, в Брюсселе также растет обеспокоенность. Ранее в этом месяце высокопоставленные европейские политики призвали президента Европейской комиссии Урсулу фон дер Ляйен провести расследование выборов. На данный момент возвращение к более здоровым демократическим процессам будет затруднено, если Вучич продолжит избегать конструктивного диалога с оппозиционными политиками, подрывать свободу СМИ и ущемлять политические права сербов. И после выборов он не проявляет никаких признаков смягчения. В ответ на сообщения о нарушениях на 30 избирательных участках были назначены повторные выборы. Но окончательные результаты не изменились, и обвинения в мошенничестве не прекратились.
Вучич, похоже, также все больше отдаляется от согласования с внешней политикой ЕС, несмотря на то, что в публичных выступлениях он, похоже, поддерживает европейские ценности и расширение. Примечательно, что Сербия не присоединилась к санкциям против России и установила более тесные экономические связи с Китаем, подписав в октябре соглашение о свободной торговле. Совсем недавно Вучич заявил, что он не будет ставить под угрозу европейское будущее Сербии или ее "дружбу с Китаем и Россией". В августе прошлого года ЕС оценил согласованность внешней политики Белграда на уровне 51 процента — через несколько месяцев этот показатель, вероятно, опустится ниже 50. Такой балансирующий акт вполне может пополнить длинный список камней преткновения на пути европейского будущего Сербии.
Нежелание Вучича объединяться с ЕС на мировой арене или в его демократических процессах ставит под угрозу не только проект расширения Европы, но и может ослабить ее способность укреплять безопасность в своих восточных соседях. В частности, неспособность выступить посредником и стимулировать восстановление демократии может создать больше возможностей для политических маневров со стороны третьих стран, еще больше отдаляя Сербию от ее западных соседей. В последние годы Россия, Китай и страны Персидского залива завоевали значительное пространство на политической арене Сербии. Более того, если Сербия продолжит сближаться с такими субъектами, ЕС может лишить экономику Сербии доступа на внешние рынки. Это также может нанести ущерб Сербии: в то время как гранты ЕС и финансовая поддержка могут показаться слишком ограниченными политикой, иностранные фонды не кажутся менее связанными обязательствами или зависимостью. Наконец, ухудшение политических прав, включая постоянное применение силы полицией для подавления протестов и запугивания журналистов, а также тюремное заключение протестующих могут подтолкнуть большее число сербов к миграции на запад, что приведет к истощению сербского рынка труда и увеличению миграции в то время, когда многие европейские лидеры пытаются снизить численность населения.
Однако продолжение процесса присоединения Сербии, несмотря на его траекторию, может повлечь за собой высокие политические издержки. Для ЕС это чревато импортом еще одного Орбана — нелиберальной фигуры, которая может наложить вето на европейские цели, такие как финансирование Украины или присоединение других балканских стран, — и может еще больше подорвать позиции Европы, когда дело доходит до обеспечения строгого верховенства закона, свободы СМИ и демократических стандартов.
Но ЕС еще не потерял Сербию из-за нелиберализма. Европейский парламент стремится принять резолюцию о том, как реагировать на выборы в Сербии 8 февраля. ЕС должен сосредоточиться на поиске более эффективного способа общения с либеральными сербскими политическими деятелями, чтобы представить себя в качестве точки отсчета демократии и внешней политики – и поддержки, на которую можно рассчитывать. Хотя сам Вучич, похоже, не особенно заинтересован в установлении подлинных отношений с ЕС, посредничество через менее бескомпромиссных сербских политиков было бы более стратегичным и потенциально открыло бы больше дверей для необходимых реформ. В соответствии с такой политикой ЕС также должен быть готов рассмотреть продолжающийся отказ Сербии признать Косово и поддержать таких участников в достижении двустороннего урегулирования спора, который долгое время откладывал вступление. В то же время ЕС должен занять твердую позицию в отношении признаков нелиберального распада. Европейцы должны внимательно следить за демократической ситуацией в Сербии и быть готовыми предпринять четкие действия в случае дальнейшей нестабильности, оставаясь твердыми в отношении последствий, которые это может иметь для процесса присоединения Сербии.
Европейским политикам следует помнить, что сохранение внутренней силы и общих политических взглядов имеет важное значение. По этой причине создание более эффективных каналов посредничества и усиление поддержки реформ при сохранении твердости в отношении последствий нелиберального поведения могло бы привести к более подлинному согласию между Белградом и Брюсселем. Демонстрация солидарности и сплоченности с менее жесткими политическими деятелями могла бы стать ключом к открытию политических процессов Сербии для большего плюрализма. В то время как ЕС не может обратить вспять демократический откат Вучича, он может обратить вспять откат Сербии. Этим мы обязаны сербам, которые демонстрируют, что они более европейцы, чем когда-либо, и которые показывают всем нам, как трудно и рискованно заботиться о наших демократиях.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.