В понедельник в Санкт-Петербурге завершил работу саммит «Большой восьмерки». Несколько дней встреча лидеров стран G8 была одной из ключевых тем в мировой политике. И была бы ключевой, без всяких «одной из», если бы не война на Ближнем Востоке.
В этом смысле саммитам «Большой восьмерки» в последние два года очень не везет. Напомним, что прошлогодняя встреча руководителей ведущих государств мира в Великобритании проходила на фоне терактов в Лондоне, жертвами которых стали 52 человека. Нынешний саммит в Санкт-Петербурге проходил под аккомпанемент ракетных обстрелов ливанских и израильских городов. И количество погибших уже далеко перевалило за сотню…
См. также сюжет о новом витке конфликта на Ближнем Востоке
Разумеется, новый виток арабо-израильского конфликта оказался в центре внимания лидеров стран «Большой восьмерки». И, как можно было предположить заранее, дискуссии по этой проблеме были весьма непростыми – разница подходов к оценке конфликта весьма заметна. Если Джордж Буш, к примеру, безоговорочно поддерживает «право Израиля на самозащиту» и обвиняет в эскалации конфликта движение «Хизболлах», то российский президент заявил, что «по нашему впечатлению, кроме возвращения похищенных военнослужащих Израиль преследует и другие цели, более широкого плана». Следует отметить тот факт, что именно Россия настояла на исключении из текста заявления лидеров стран «Большой восьмерки», касающегося ситуации на Ближнем Востоке, упоминания стран, которые якобы поддерживают террористов (то есть Сирии и Ирана).
Что касается основных тем обсуждения, которые заранее были включены в повестку саммита – вопросов обеспечения энергетической безопасности, борьбы с распространением инфекционных заболеваний и развитием образования – то декларации были приняты без каких-либо неожиданностей. «Российская делегация удовлетворена результатами саммита. Все поставленные цели достигнуты. Все документы, которые мы планировали принять, приняты практически без изменений», - заявил Владимир Путин на пресс-конференции в Стрельне. Добавим, что за время работы саммита были приняты более полутора десятков документов по самым различным проблемам – от борьбы с контрафактной продукцией до противодействия терроризму.
См. также по теме: Эксперты: Коллективной порки России в Петербурге не будет
Отметим еще одну, более глобальную проблему, касающуюся «Большой восьмерки». А именно – какова будет роль этой организации в будущем? Не превратится ли она в своеобразные ежегодные «посиделки» лидеров мировых государств? Разумеется, трудно ожидать от подобного рода мероприятий каких-либо неожиданностей – все проекты деклараций и заявлений обычно согласовываются заранее (если, конечно, не происходит нечто из ряда вон выходящее, вроде нынешней вспышки насилия на Ближнем Востоке). Но с другой стороны, «Восьмерка» не может брать исключительно на себя решение всех без исключения мировых проблем. Без взаимодействия с другими государствами – прежде всего Китаем, Индией и Бразилией – саммиты G8 рискуют превратиться в протокольные мероприятия.
Напомним, накануне саммита в Санкт-Петербурге британский премьер-министр Тони Блэр призвал рассмотреть возможность расширения «Восьмерки» за счет присоединения к ней других государств, в частности, вышеупомянутых Китая и Индии, а также Мексики и ЮАР. Владимир Путин, в свою очередь, эту идею отвергать не стал, но в то же время подчеркнул, что Россия не планирует брать на себя инициативу в этом вопросе. По крайней мере, в ближайшее время.
Казалось бы, чего проще – взять и расширить состав «Восьмерки». Но возникает другая проблема – а зачем тогда будет нужна Организация Объединенных наций? Коль скоро «восьмерка» или «двадцатка» берет на себя всю тяжесть решения основных мировых проблем, то в чем тогда смысл существования ООН? От ответа на этот вопрос, собственно, во многом и зависит, будет ли нынешний состав G8 расширен.
Олег АртюковНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.