Как в любой неустойчивой системе, ситуация в украинском парламенте изменилась неожиданно не только для большинства сторонних наблюдателей, но и для значительного числа непосредственных участников политического процесса.
До 22 июня, когда было объявлено о создании Оранжевой коалиции, у Виктора Ющенко, как президента страны, было на выбор несколько вариантов. Да, действительно, ни одна из возможностей не превращала украинского президента в триумфатора, но выбор все же был. Ющенко предпочел не принимать никакого решения, и за него это сделали другие.
Теперь окно возможностей сузилось до размеров игольного ушка, а процесс протискивания в него бывшего лучшего банкира обещает превратиться в очередной политический аттракцион.
Забудем все, начнем сначала?
В определенном смысле ситуация вернулась к этапу создания широкой коалиции трехнедельной давности. Ядром объединяющей Украину коалиции тогда предполагалось сделать Партию регионов (от юго-востока страны) и пропрезидентский блок «Наша Украина» (от Галичины). Компромисс между этими двумя политическими силами по принципиальным вопросам позволял бы создать в Верховной раде незначительное большинство, к которому со временем могли присоединиться и другие партии и блоки.
Разумеется, если последние полностью разделяют платформу, уже согласованную ранее ядром. В противном случае, большинство вполне могло бы обойтись и без них – естественно, при условии сохранения согласия внутри ядра и при наличии достаточного количества голосов для проведения через парламент решений.
Читайте по теме « Если завтра – широкая коалиция »
На первый взгляд, основные субъекты переговоров («Наша Украина» и Регионы) не изменились, и круг спорных вопросов (НАТО, русский язык, ЕЭП, федерализм) остался прежним. То есть сторонам, казалось бы, следует вернуться к прерванной дружеской беседе и продолжить поиск компромиссов, которые и так уже были практически достигнуты.
У многих сторонних, а тем более заинтересованных, наблюдателей, впрочем, возникали вполне обоснованные сомнения в том, что согласия удастся достичь не на бумаге, а на деле. В частности один из лидеров БЮТ Александр Турчинов не верил, что ПР и НУ смогут договориться, например, по статусу русского языка и по отношению к ветеранам ОУН-УПА.
Антикризисный формат
Посмотрим теперь повнимательнее на новую, Антикризисную коалицию. Опять же, на первый взгляд, что может объединять капиталистов, социалистов и коммунистов? Особенно применительно к экономической и социальной политике. Однако если подходить к решению проблем конструктивно, то взаимодействие правых и левых в экономике может оказаться полезным для общего дела.
Либералы, как правило, настаивают на поощрении частной инициативы, коммунисты и социал-демократы делают акцент на социальной защите. Баланс между этими двумя крайними позициями вполне возможен. В идеале он выливается в формулу: «Сильным – работу. Слабым – заботу». В реальнойжизни идеал редко достижим, но стремиться к нему никто не мешает. Тем более при наличии доброй воли.
«Объединение вокруг принципов» – лозунг «Нашей Украины». НАТО, ЕЭП, русский язык, федерализм – по всем этим вопросам внутри коалиции ПР-СПУ-КПУ гораздо меньше разногласий, чем между ПР и НУ. Если они вообще существуют. Первые же действия Антикризисной коалиции продемонстрировали высокую степень согласованности между участниками нового большинства, их единодушие и дисциплинированность. Голосов у новой коалиции столько же, сколько в случае успеха было бы у оранжевого большинства и, скорее всего, их будет еще больше.
Откуда они возьмутся?
Лидер Партии регионов Виктор Янукович четко очертил варианты расширения парламентского большинства. Двери открыты, к Антикризисной коалиции могут присоединиться все желающие фракции (не вовлеченных две – НУ и БЮТ), отдельные партии (оба блока – НУ и БЮТ – включают в себя несколько партий) или их члены из числа наиболее сознательных. К победителям, как правило, присоединяются гораздо охотней, чем к побежденным. Поэтому последний вариант расширения коалиции уже сдвинулся с мертвой точки – двое депутатов из фракции «Наша Украина» и один из фракции БЮТ вошли в Антикризисную коалицию.
А нужен ли Ющенко?
Проигрывать оранжевые, как было понятно сразу, не умеют. Поэтому теперь свистят, гудят в дудки, воют на Луну, воруют карточки для регистрации и, говоря языком завершившегося чемпионата, хватают соперников за футболки, а то и трусы. При этом постоянноапеллируют к судье, обзывая его между делом разными нехорошими словами. Ющенко же по привычке пытается себя вести, как хозяин положения, но фактически украинский президент ситуацию в стране не контролирует.
Почетный глава «Нашей Украины» или не понимает или делает вид, что не понимает, что произошло. Шанс спасти лицо своей политической силы и свое собственное он, похоже, уже упустил. Теперь ему предлагают присоединиться к уже имеющему место большинству и уже существующему коалиционному соглашению. В обмен на то, что украинский президент не будет мешать работать новому правительству.
Между тем, из утечек о ходе переговоров и из заявлений для СМИ можно судить, что Ющенко хочет сохранить влияние на кабинет министров. Он настаивает на сохранении внешнеполитического курса, не может согласиться на кандидатуру Януковича на пост главы правительства и, как стало известно в четверг, требует изгнания из коалиции коммунистов.
«Регионы» терпеливо ждали почти три месяца, пока ситуация не сложилась в их пользу. Не сама собой, конечно… Регионалы не просто стояли в сторонке, а наблюдали за «союзнической» схваткой со стороны и вовремя вмешались, причем с максимально возможной эффективностью. У Ющенко есть время до 25 июля, чтобы умерить свои аппетиты и не довести политический кризис до перевыборов. Большинство экспертов склоняется к тому, что преимущество неоранжевых в случае перевыборов будет таким, что им и торговаться-то будет не с кем…
Алексей Ковалев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.