По запросу Украины Турция задержала сухогруз под российским флагом, перевозивший зерно из порта Бердянск. Проблема обострится с уходом из политики Реджепа Эрдогана. РФ надо срочно строить альтернативные коридоры доставки грузов на юг.
Казахстанское судно "Жибек жолы", арендованное Россией, с 7 тыс. тонн зерна должно было выгрузить товар в порту Карасу и направить его в провинцию Конья. Однако, с 1 июля сухогруз находится на якоре у входа в порт. Причиной этому стала просьба Киева задержать и арестовать сухогруз. По утверждениям украинской стороны, зерно якобы принадлежит Украине.
По сообщению Reuters, посол в Анкаре Василий Боднар указал на "полное сотрудничество" с Турцией.
"Судно, которое сейчас находится на входе в порт, задержано турецкими таможенными органами", — сказал он.
Турецкая пресса несколько по-другому объясняет суть дела. Politikyol. com пишет, что, поскольку судно не могло войти в порт Карасу из-за отсутствия необходимых разрешений, Украина потребовала от Турции задержать судно.
Согласно полученной газетой информации, судно сможет зайти в порт Карасу и выгрузить зерно, если МИД, Минторг и Минтранс дадут разрешение.
Если необходимые разрешения не будут получены, то судно отправится из Карасу в другой порт.
Однако, проблема с Украиной и Турцией у неё на подхвате будет постоянной. Сейчас проходит сбор урожая зерновых на освобождённых территориях, и зерно будет уже российским, но Киев не успокоится в своих претензиях на него.
Как сказал Pravda.Ru директор Института политических исследований Сергей Марков, зерно принадлежит не России или Украине, а конкретным фермерам, которые выращивают урожай. Они его продают покупателям в виде торговых компаний. Торговые компании вывозят его и продают, соответственно, на мировом рынке.
Действия Киева эксперт оценивает как попытку "уморить фермеров голодом". Сергей Марков считает, что лучше договариваться с Турцией.
"Я думаю, что такие возможности есть, и турки будут готовы это сделать. Наиболее естественный компромиссный вариант — когда это зерно будет вывозиться, предположим, зерновозами под турецким флагом", — сказал политолог.
"Мы должны бороться за то, чтобы зерновозы под нашим флагом тоже спокойно могли ездить по всему миру. Но сделать это сейчас затруднительно, поскольку США и Евросоюз ведут войну против России", — добавил он.
Добавим, что вывоз не только зерна, но и углеводородов и т. д, через Босфор становится делом проблематичным с потерей Киевом территорий. Поэтому главной и перспективной задачей стоит создание альтернативных маршрутов в Азию, куда переориентируются российские товарные потоки. Не случайно Владимир Путин предпринял свой первый визит за границу после начала СВО на Каспийский саммит в Ашхабад.
Именно там обсуждался маршрут в Индию через так называемый коридор Север-Юг — через Среднюю Азию и Иран. Последний раз он был очень важным во времена Великой Отечественной войны — тогда через Иран в СССР шёл ленд-лиз.
Сама идея обсуждалась в российском правительстве с 2000 года, и даже было подписано соглашение в 2002 году между Россией, Ираном и Индией о строительстве железной и автомобильной дорог. Но только теперь проект материализуется из-за санкций. Россия получит возможность через Каспий и через Иран оказаться в Персидском заливе и в Индийском океане и оттуда добраться до ОАЭ и Саудовской Аравии.
Добавим, что в Турции через год состоятся президентские и парламентские выборы. Из-за резко падающей экономики, Реджеп Эрдоган теряет шансы переизбраться, а все его соперники в случае победы будут гораздо более нетерпимы к России.
Поэтому перекрытие Босфора России грозит, и надо торопиться с альтернативными маршрутами. Тем более, что все Среднеазиатские страны уже тестируют локальные дороги на юг до Индии.
Читайте по теме: За СВО на Украине не проглядеть бы Таджикистан
Зона, свободная от НАТО: Каспий "сдался" России
France 24: Эрдоган бросил вызов Западу, чтобы вернуть голоса избирателей
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.