Первый саммит государств группы БРИК (Бразилия, Россия, Китай, Индия), прошедший в Екатеринбурге 16 июня, уже стал частью мировой истории. Вчера президент РФ Дмитрий Медведев от имени президента Бразилии Луис Лулы да Силва, премьер-министра Индии Монмахана Сингха и председателя КНР Ху Цзиньтао зачитал итоговое заявление, отметив, что саммит "оправдал ожидания, став выдающимся, историческим событием".
Пока БРИК - неформальная организация, и особого прорыва от этой встречи ждать не стоило. Но даже декларация о координации усилий в условиях кризиса дала толчок к дальнейшему взаимодействию четырёх мировых гигантов. На саммите не было принято решение о создании наднациональной валюты. Тем не менее, страны БРИК нашли точки соприкосновения.
Читайте: БРИК бросает вызов "большой семёрке".
Лидеры стран БРИК считают, что государства с переходной и развивающейся экономикой должны иметь больше голосов в международных финансовых институтах. Такое положение содержится в заявлении по итогам саммита. Также лидеры БРИК полагают, что необходима стабильная, предсказуемая и более диверсифицированная валютная система. А это уже покушение на монополию западных валютных центров диктовать свои условия миру. Причем условия не только экономические, но и геополитические.
Чтобы лучше понять значимость случившегося в Екатеринбурге, обратимся к истории создания организации. Понятие БРИК впервые появилось в 2001 году в аналитической записке одной из крупнейших в мире банковских структур – Goldman Sachs. Специалисты банка исходили из того, что, по их подсчетам, к 2050 году экономики этих четырех стран суммарно превысят суммарный размер экономик самых богатых стран Запада и Японии, то есть "большой семерки".
Восемь лет спустя вероятность осуществления этого прогноза заметно возросла, а совокупное население стран группы превысило половину населения планеты.
Но со временем появились признаки того, что четыре страны осознали сближающие их предпосылки и занялись воплощением в жизнь идеи создания нового неидеологизированного клуба с целью преобразовать свою растущую экономическую мощь в геополитическое влияние. Мировой кризис только усилил это взаимное притяжение, сделав четверку ядром процесса реформирования глобальной финансовой архитектуры, начиная с ее фундамента в виде Международного валютного фонда (МВФ).
Как выяснилось, стратегически выгодное сотрудничество внутри БРИК также обеспечивается сегодня наличием у стран-членов организации важнейших для мировой экономики ресурсов. Бразилия богата сельскохозяйственной продукцией. Россия остается крупнейшим в мире экспортером энергетического и другого минерального сырья. В Индии - дешевые интеллектуальные, а у Китая - огромные трудовые ресурсы.
При этом трое членов четверки обладают мощным и военно-техническим потенциалом и входят в «ядерный клуб», а Бразилия - лидер атомной промышленности Латинской Америки, лишь недавно отказавшаяся от развития национальной программы "военного атома". Такое сочетание ведет к самодостаточному высокотехнологичному производству и подъему уровня жизни населения.
Интересы стран БРИК совпадают по многим направлениям и в то же время отличаются от интересов европейских государств и США. Так, Россия и Китай уже ставили вопрос об увеличении своих квот в Международном валютном фонде. Сейчас доля России составляет 2,7 процента, Китая - 3,7 процента.
Обе страны высказывались за реформирование мировой финансовой системы, расширение круга резервных валют. Но пока каждый пытался договориться только для себя, лучше всего это получается у Китая. Если же позиция будет общей, то продвигать ее можно более эффективно.
Читайте: Россия и Китай "обречены" договориться.
Страны БРИК – это крупнейшие государства мира, обеспеченные экономическим потенциалом, энергоресурсами, технологиями и людьми. А поэтому весомость заявлений будет расти из года в год. И Западу, который относился к этой структуре свысока, придется теперь воспринимать ее с большим вниманием.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.