Великобритания и США активизировались в Узбекистане, где это приветствуют. А в ОДКБ Узбекистан возвращаться не хочет, что Россия косвенно поощряет, хотя прозападная позиция Ташкента несёт ей непосредственную угрозу.
9 сентября в Лондоне в Палате лордов прошёл круглый стол с участием парламентской делегации из Ташкента под руководством первого заместителя председателя верхней палаты парламента Содика Сафоева. Узбекистан назван лордами "надёжным другом и перспективным торговым партнёром Великобритании".
21 сентября министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов принял заместителя министра обороны Великобритании Джеймса Хиппи. Заявлено, что состоялся обмен мнениями о текущей ситуации в Афганистане и международных усилиях по содействию мирному развитию страны, обсуждались другие вопросы регионального сотрудничества.
Отношения Ташкента с Вашингтоном также развиваются бурными темпами. Они вступили в "новую эру стратегического партнёрства" ещё при Дональде Трампе, а в июле, принимая Абдулазиза Камилова, госсекретарь Энтони Блинкен подчеркнул, что США и при республиканцах, и при демократах углубляют стратегическое партнёрство с Узбекистаном.
"Узбекистан является важным партнёром для региональной безопасности", — указал Блинкен в Twitter.
При этом отношение США к Узбекистану нельзя назвать партнёрским. Вашингтон каждый раз указывает Ташкенту на "торговлю людьми" (принудительный труд при сборе урожая хлопка), "оставаясь в искоренении этого зла надёжным партнёром Узбекистана". Также требуется обеспечить свободу вероисповедания. За ликвидацию этих недостатков "прогрессирующему" Ташкенту обещана "техническая помощь для вступления в ВТО", хотя это полумёртвая организация, в которой уже давно не работает арбитраж (по вине тех же американцев).
При этом западные эксперты заявляют, что Узбекистану далеко даже до "умеренно свободной" страны.
Это отношение нисколько не мешает Ташкенту повышать уровень сотрудничества с США. Так, США, Узбекистан, Пакистан и Афганистан объявили о создании новой площадки для консультаций по урегулированию внутриафганского кризиса.
А теперь давайте припомним, требует ли что-нибудь Россия от Узбекистана за передачу технологий (Спутник V), привилегированный доступ трудовых мигрантов на рынок РФ, военную помощь по отражению угрозы с юга. Последнее имеет особенное значение. Так, президент Узбекистана Шавкат Мерзиёев принял участие в саммите ОДКБ в Душанбе 16 сентября, а вооружённые подразделения этой страны наряду с подразделениями из России и Таджикистана с 1 по 10 августа участвовали в учениях по охране таджикско-афганской границы.
Москва ничего не требует от Ташкента, наоборот, открыто заявляет, что никого не ставит перед геополитическим выбором. Что же поделать, заявляет Владимир Путин в отношении Азербайджана (но и к Узбекистану это относится тоже), это теперь независимая страна и вольна выбирать партнёров. Вольна — никто не спорит, но подсказывать выбор, как это делает Запад, как президент это активно делает с прививками, очень даже можно.
Из-за соседства с Афганистаном и роли в переговорах с "Талибаном"* у Ташкента появилась возможность эксплуатировать многовекторность по максимуму. Но зачем этому способствовать?
США и Британии на своих "островах" грозит разве что единичный теракт. А сможет ли Россия закрыть открытую границу с республиками Средней Азии, если оттуда хлынут беженцы и "беженцы"? Совершенно точно, что 6221 километр границ самого Узбекистана с соседними странами закрыть будет невозможно, если армия Узбекистана не будет в составе ОДКБ.
Узбекистан в 1992 году был одним из создателей ОДКБ, а в 1999 году по собственной инициативе отказался продлевать договор о членстве в организации, тем самым юридически выйдя из её состава.
Сейчас Ташкент заявляет, что нет необходимости вступать туда снова, его армия не выдержит нашествия боевиков.
Об этом сказал Pravda.Ru редактор информационного сайта AsiaTerra Алексей Волосевич.
"Узбекская армия, несмотря на все громкие заявления, слаба, поэтому любая, даже словесная, поддержка, в том числе со стороны Великобритании, узбекской армии не помешает, чтобы "соседи с юга видели, что зарываться в отношении Узбекистана и других стран Центральной Азии не стоит", — сказал он.
По словам Алексея Волосевича, Узбекистан не хочет быть в ОДКБ из-за опасений, что Россия через эту организацию хочет "затащить" его в свой союз "с последующим включением Узбекистана в состав России".
"Эти фантастические опасения усиленно подогреваются местными националистами. Есть мнение во власти, что военные вопросы с Россией можно решать в двустороннем формате, не вступая в ряды ОДКБ. Но в случае, если какая-то реальная угроза возникнет с юга, это будет желательным", — сказал Алексей Волосевич.
Журналист убеждён, что сотрудничество Узбекистана с Западом "не будет вредно и для России", "потому что талибы* потенциально хуже и опаснее, чем весь Запад, вместе взятый, поскольку они распространяют идеологии исламского экстремизма и служат вдохновляющим примером для всех экстремистов мира".
Вероятно, так же думает и Ташкент.
То, что его устраивает двусторонний формат отношений с РФ, подтвердил Pravda.Ru директор Центра исследовательских инициатив "Ma'no" (Ташкент), эксперт Научно-экспертного клуба "Центральная Азия плюс" ИМЭМО РАН Бахтиёр Эргашев.
Вопрос нового вступления Узбекистана в ОДКБ, по его мнению, "очень проблемный", потому что хорошо развивается сотрудничество с Россией в области военно-технического сотрудничества на основе договора об основах союзнических отношений с Россией.
"Мы покупаем вертолёты, самолёты, бронетехнику, различные виды вооружения, мы с Россией создаём предприятия по модернизации и ремонту бронетехники на территории Узбекистана. Узбекские офицеры и курсанты обучаются в российских военных вузах. Проводятся совместные учения, в которых участвуют и узбекские, и российские военнослужащие. И это двухстороннее сотрудничество, как мне представляется, пока удовлетворяет и Узбекистан, и Россию", — сказал Pravda.Ru эксперт.
По его словам, Узбекистан сейчас "вряд ли" будет вступать в ОДКБ. Тем более, что концепция внешней политики в новой редакции в 2019 году говорит о том, что Узбекистан не имеет права вступать в военно-политические блоки.
"Для того, чтобы снова вступить в ОДКБ, нужно будет очень серьёзно менять принципы внешней политики Узбекистана. К этому Узбекистан не готов. И его полностью, насколько я понимаю, удовлетворяет уровень сотрудничества с Россией, двусторонние отношения с Россией для Узбекистана более приоритетны, понятны и более эффективны, чем членство в ОДКБ", — сказал Pravda.Ru Бахтиёр Эргашев.
То есть Ташкент лелеет своё лидерство в регионе, но посылать своих солдат умирать за Казахстан или Киргизию не хочет. А хочет выгодной дружбы с Западом, а если "с юга" нападут, то чтобы русский, казахстанский, киргизский солдат пришёл и спас.
* Организации, признанные террористическими и запрещённые в РФ.
Читайте по теме:
России надо избавляться от союза с Узбекистаном?
Встреча Путина и Мирзиёева в Москве станет историческим событием
Трудовых мигрантов из Узбекистана планируют ввозить в РФ чартерными поездами
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.