"Наследник древних империй", "страна гор и легенд" Афганистан переживает очередные потрясения и перипетии в своей и без того непростой и много повидавшей истории.
Государство, название которого произошло от персидского слова "афган" и в переводе с фарси означает "безмолвие, молчание", снова переживает внутренний перелом и переустройство, отголоски которого долетают далеко за пределы его официальных границ. Кажется, США и НАТО слишком долго оттягивали окончательный вывод своих войск, и талибы* внесли свои коррективы, заставив западные военные силы экстренно покидать Афганистан уже не под лозунгами "Стражей свободы" с "Решительной поддержкой" (и то, и другое — названия военных операций США и НАТО по выводу международных сил содействия безопасности из ИРА), а в стремительной эвакуации с поиском убежища для союзников.
Вторгнувшись в Афганистан в 2001 году под предлогом якобы укрытия на его территории Усамы бен Ладена и свергнув режим талибов*, США за два десятка лет осчастливили афганцев одним построенным заводом по производству грифельных карандашей и ещё одним — по производству "Кока-Колы" (в сравнении с десятками предприятий, объектов социальной и дорожной инфраструктуры, построенных в период советского присутствия в Афганистане) и в итоге обрушили мнимую безопасность и политическую стабильность в этой стране, открыв дорогу к власти опять "Талибану"*.
Параллельно США и иностранному воинскому контингенту страну спешно покинул и президент Ашраф Гани, сложив с себя президентские полномочия, очевидно, выбрав в данном случае для себя (и для афганской нации?) меньшее из зол. Талибы* уже были во главе Афганистана в 1996-2001 годах, зачастую их методы управления основывались на жестокости и нетерпимости к другим религиям. Их принципы построения исламского государства на основе законов шариата вряд ли претерпели изменения.
Однако после вхождения в Кабул и объявления о контроле над всей территорией страны в середине августа 2021 года, представители талибов* сделали ряд спорных заявлений. Им "не нужны проблемы с международным сообществом". Якобы в стране
и так далее.
Для того чтобы прояснить ситуацию, мы задали несколько насущных вопросов по Афганистану известному советскому и российскому востоковеду, доктору исторических наук, профессору, в прошлом сотруднику Посольства СССР в Демократической Республике Афганистан и директору Советского культурного центра при Союзе советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странам, ветерану боевых действий Владимиру Пластуну.
— Вы довольно долго работали в Афганистане и с афганской темой, что называется, напрямую. Вопрос про талибов* в настоящее время, "Талибан"* сегодня и в 90-х годах… На ваш взгляд, изменилась ли данная организация идеологически, структурно, концептуально, ещё как-либо?
— Талибы* заверяют всех, что ими были допущены ошибки в период 1996–2001 годов, но не уточняют, какие. Заявления "Талибана"* насчёт жизни общества сейчас свелись к следующему.
Опять же, это всё пока на словах.
— Вопрос по поводу легитимности "Талибана"* в международном сообществе. По вашему мнению, возможна ли она в будущем по отношению к такой одиозной организации, которая признана террористической не в одном государстве, в частности и в России?
— Всё зависит от того, выполнят ли талибы* свои обещания о разрыве контактов с другими террористическими группировками.
— Что будет с внутренним устройством Афганистана при талибах*? Ситуация пока крайне неоднозначная, хотя на днях в "Талибане"* заявили о формировании временного правительства…
— Ещё рано делать прогнозы. Талибы* многое обещают на словах. Правительство не сформировано. Нет человека, который подписывал бы указы. Организация не обрела статус легитимной в международном сообществе.
На Востоке очень спокойно нарушают даже письменные соглашения. Тем более, в мусульманском мире. Именно потому, что в случае, если даже письменные договоры заключены с не мусульманами, их можно нарушать.
— Отдельно вопрос по ситуации с сопротивлением в провинции Панджшер, если можно. Каковы шансы у приверженцев Ахмада Масуда? Возможен ли сценарий хоть каких-то их договорённостей с талибами* и насколько вероятен невоенный исход этого противостояния?
— По одним сообщениям, талибы* ведут переговоры с Масудом и его сторонниками. По другим — атакуют Панджшер. Не исключено, что оба этих процесса идут параллельно друг другу. До сих пор ситуация не ясна.
* "Талибан" — террористическая организация, запрещённая в РФ.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.