За последнее время количество военных и дипломатических конфликтов стало больше. Политическая и военная атмосфера во всем мире становится все более напряженной, обостряются глобальные и локальные конфликты. Этому способствует внешнеполитические метания США. Они пугают мир своей непредсказуемостью и утрачивают последние остатки доверия.
Чуть ли не единственной надеждой на разрядку и урегулирование становится возможная встреча Джо Байдена и Владимира Путина. Какие проблемы, помимо глобальных и двусторонних, могли бы стать предметом обсуждения? — Украина, Афганистан, Иран, Северная Корея, Сирия, Израиль с Палестиной и весь Ближний Восток… Очень обширный список. Обо всем этом и многом другом Инне Новиковой рассказал заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Читайте начало интервью:
Владимир Шаповалов об эффекте маятника в отношении США к России
Джо Байден свободен от ненависти к России — Владимир Шаповалов
Путин прочертит "красные линии" в разговоре с Байденом — эксперт
— Владимир Леонидович, вы сказали, что темами переговоров между лидерами США и России могут стать Украина, Афганистан, Иран, Северная Коря, Сирия и некоторые другие страны. А Ближний Восток? Обострение между Израилем и Палестиной?
— Сюда, конечно, нужно включить и этот аспект. При этом хочу подчеркнуть, что сейчас существуют коспонсоры ближневосточного урегулирования, они есть, в том числе в России и Соединенных Штатах Америки.
Что произошло на Ближнем Востоке в последнее время? — Действия предыдущей администрации Дональда Трампа, к сожалению, привели к тому, что равновесие сил, установившееся на Ближнем Востоке и поддерживаемое в течение нескольких лет, нарушилось.
Потому что Трамп очень откровенно поддержал одну из сторон — Израиль, перенеся посольство США в Иерусалим. А именно Иерусалим является ключевым элементом, ключевой точкой противоречий между Израилем и Палестиной.
Именно из Иерусалима происходят конфликты между израильтянами и палестинцами, именно статус Иерусалима является точкой преткновения в этом конфликте, и стороны никак не могут договориться, как поделить между собой Иерусалим.
— А разве у Байдена какое-то иное мнение по этому поводу? Разве администрация Байдена поддерживает Палестину?
— У Байдена — принципиально иное мнение, чем у Трампа. Но решение, которое принял Трамп, фактически разрушило хрупкий мир в палестино-израильском противостоянии.
Более того, Соединенные Штаты теперь уже не воспринимаются как посредник в этом конфликте, они воспринимаются как сторона, которая стоит за Израилем, за одной из сторон конфликта.
— Так и было раньше.
— Нет. Раньше США пытались маневрировать и договариваться. Трамп слишком явно поддержал одну из сторон. Россия в этом конфликте стремится к урегулированию и ведет диалог с обеими сторонами в равной степени — и с Израилем, и с Палестиной.
Соединенным Штатам необходимо вернуться к равновесию и взвешенности.
Но Байден занимает позицию противоположную Трампу, за что подвергается критике с его стороны. Байден пока еще не дезавуировал решение Трампа по поводу Иерусалима. Но все заявления Байдена в отношении палестино-израильского конфликта свидетельствуют о том, что он отказался от безоговорочной поддержки Израиля.
Более того, его противники заявляют, что он — на стороне Палестины, хотя это не совсем так, конечно. Но на стороне Палестины движение BLM, которое проложило Байдену путь к президентству. Поэтому сейчас произошел откат Соединенных Штатов от той позиции в палестино-израильском конфликте, которую занимал Трамп.
И это, кстати, тоже новая весьма серьезная проблема для США. Ведь до настоящего времени вашингтонский консенсус предполагал, что какая бы партия не пришла к власти в Вашингтоне, республиканцы или демократы, это не будет принципиально отражаться на внешнеполитическом курсе Америки.
Теперь же мы видим, что внешняя политика Байдена и внешняя политика Трампа — это совершенно разные внешние политики, также как внешняя политика Трампа и внешняя политика Обамы.
И это очень опасно для Соединенных Штатов, потому что теряется ощущение устойчивости и доверия к ним. Ведь только что американцы очень активно поддерживали Нетаньяху, а сейчас никакой поддержки уже нет.
Поэтому нет уверенности в том, что завтра политика США не переменится еще раз. Эти шараханья, которые происходят в последние пять лет, конечно, чрезвычайно настораживают не только эти страны, но и все народы мира.
Соединенные Штаты Америки становятся непредсказуемым актором, от которого непонятно, что можно ожидать.
Россия продолжает упорно, настойчиво стремиться к миру, урегулированию палестино-израильского и других конфликтов, а Соединенные Штаты производят метания в поисках нового оптимума своей политики.
И в то же самое время на горизонте появился Китай, который впервые серьезно заявил о своих претензиях на участие в палестино-израильском конфликте. Он выступил на стороне Палестины.
Таким образом, мы видим, что палестино-израильский конфликт переходит в новое измерение, в котором непонятна позиция США.
Зато появился еще один внешний актор в лице Китая, который как минимум декларировал, что будет поддерживать Палестину, и который в этом отношении группируется вместе с Ираном в качестве некой базы поддержки палестинской автономии.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.