Литва продолжает избавляться от торговли и транзита с Белоруссией и Россией и агитирует на самоубийство соседей.
Издание Lietuvos rytas побеседовало с Арвидасом Вайткусом, бывшим управляющим Клайпедского порта, о последствиях потери 42% грузооборота.
Напомним, что решение о переводе транзита белорусских нефтепродуктов из Клайпеды в российский порт Усть-Луга принято Александром Лукашенко из-за вмешательства Вильнюса во внутренние дела Белоруссии в связи с протестами после президентских выборов.
Вайткус напомнил, что при нём (уволен в 2019 году) объём перевалки грузов вырос до 15 млн тонн. По его словам, одна тонна обработанного портом груза приносит в бюджет страны около 17,8 евро и в 2018 году для казны было заработано 30 млн евро.
Сотрудничество с белорусами было плодотворным, указывает Вайткус, но вмешалась политика. Эксперт сетует, что в профильные ведомства пришли люди, не понимающие в работе.
"Мне хорошо известно, что многие люди, назначенные на ту или иную должность в минтрансе 13 лет назад, ни дня раньше не работали на производстве. Вот как они могли разработать общегосударственную транспортную политику?" — спрашивает Вайткус.
Он призывает власти "быть осторожными и мудрыми" в отношениях с Белоруссией, потому что большая часть сырья и товаров, будь то транзит через Литву, импорт или экспорт, проходят через восточного соседа.
По словам Вайткуса, деятельность Клайпедского порта очень тесно связана с Литовскими железными дорогами, транспортными, экспедиторскими, снабженческими и многими другими компаниями. Только в транспортном секторе в этой цепочке работают более 56 тысяч человек, но "ни один портовый управляющий определённо не сможет решить, как уменьшить или устранить потерю более 40% груза".
По мнению эксперта, что ушло, то ушло навсегда, потому что Усть-Луге "сейчас нет равных в Балтийском море — объём его грузооборота вырос за короткое время с нескольких миллионов тонн грузов до 80 млн тонн в год".
Следующим на повестке дня у литовских политиков вопрос об отказе от закупок дешёвой электроэнергии АЭС в белорусском Островце.
Президент Гитанас Науседа, выступая перед парламентариями 19 марта, напомнил, что "строитель АЭС Россия не только рискует здоровьем населения стран региона, но и стремится использовать проект АЭС для своего развития (а могла бы для развития Литвы)".
"Растущее насилие (!) над Белоруссией представляет прямую угрозу не только интересам Литвы, но и Украины", — цитирует главу государства vz.lt.
Науседа попросил украинские власти и население поддержать позицию Балтии в отношении Островецкой АЭС и не покупать электроэнергию, производимую в Островце.
Во исполнение этих намерений 8 и 11 апреля без объяснения причин Литва и Латвия прекратили коммерческий импорт электроэнергии из России и Белоруссии. По данным оператора системы передачи электроэнергии Litgrid, потоки между Литвой и Белоруссией возобновились в пятницу, 9 апреля.
Litgrid ранее заявлял, что стабильная работа литовской энергосистемы во время испытаний будет обеспечена за счёт резервных соединений с Польшей, Швецией и Калининградской областью, поэтому цена на электричество за два дня не поднялась.
Сейчас перед Вильнюсом стоит задача убедить Ригу навсегда отказаться от российско-белорусского импорта. По словам министра энергетики Дайнюса Крейвиса, страны Балтии продолжают косвенно покупать электроэнергию, произведенную на Островецкой АЭС, так как компания Интер РАО продаёт электричество Латвии (оттуда оно поступает в Литву) как российское.
"Они торгуют ею как российской электроэнергией, а литовские законы не действуют на территории Латвии", — посетовал Крейвис после заседания Государственного совета по обороне.
Советник президента Науседы по вопросам национальной безопасности Дарюс Кулиешюс сказал на пресс-конференции, что страны Балтии проведут испытания изолированной энергосистемы в 2023 году.
Он надеется на самостоятельное производство "достаточного" количества электроэнергии в Литве за счёт ветряных и солнечных электростанций, в том числе после реализации проекта строительства "амбициозной" ветровой электростанции в Балтийском море. Сейчас Литва — это энергодефицитный регион.
Помимо этого власти Литвы ведут пока безуспешную борьбу за отказ от российского газа. Они построили дорогостоящий терминал для приёма СПГ, заплатив за это в три раза больше, чем поляки за подобный. И в обслуживании он оказался слишком дорог для Литвы, но при этом 14% СПГ в нём российского происхождения.
Об этом заявила Delfi.lt менеджер по связям с общественностью компании Klaipedos Nafta (KN) Оринта Баркаускайте.
"70% СПГ на Клайпедский терминал было поставлено из Норвегии, 16% — из США и около 14% — из России", — сказала она.
Добавим, что ещё 30% от потребляемого Литвой газа идёт по трубопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград мощностью 2,5 млрд куб. м в год.
Договор действует до 2025 года. В январе 2019 года в Калининграде РФ ввела в эксплуатацию терминал по приёму сжиженного газа объёмом до 2,7 млрд куб. м газа в год, что ликвидировало риски, которые были связаны с транзитом газа в российский регион по суше через территорию других стран.
Добавим, что Литва закупает в России лес, зерно, удобрения, так что Вильнюсу есть куда стремиться в русофобском порыве. Но будет ли конкурентноспособной его экономика и не снизится ли уровень жизни населения?
Читайте по теме:
Литва меняет стратегию национальной безопасности: "виноваты" РФ и КНР
Литва умрёт, но додавит самонадеянного Лукашенко
Китай ответил на санкции пощёчиной ЕС и США и пинком Литве
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.