Заявление Петра Толстого о том, что России надо выходить из Совета Европы, чтобы не "терпеть унижений", не достойны руководителя делегации в ПАСЕ.
Вице-спикер Госдумы, глава российской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), зампредседателя ПАСЕ Пётр Толстой на круглом столе в Совете Федерации заявил, что за отказ от исполнения решения ЕСПЧ по Алексею Навальному в Совете Европы в ближайшее время может быть инициирована чрезвычайная трёхсторонняя процедура или начат мониторинг.
Чрезвычайный трёхсторонний механизм по преодолению кризисных ситуаций СЕ — это процедура урегулирования претензий Совета Европы к одной из стран-участниц.
Инициировать этот механизм может Комитет министров Совета Европы (КМСЕ), ПАСЕ или генсек организации, окончательное решение остаётся за КМСЕ, который должен одобрить его двумя третями голосов. После этого в "страну-нарушитель" отправляется миссия Совета Европы, по итогам которой принимается дорожная карта по выходу из ситуации, рассчитанная на длительный период. В случае, если этот план окажется неработающим, Совет Европы может запустить следующий этап по приостановке членства или исключения страны из организации.
Толстой считает, что эта процедура для России "унизительна" и в случае её инициирования надо выходить из Совета Европы и её организаций, в том числе из ПАСЕ и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).
По словам Толстого, Россия не имеет союзников в ПАСЕ, поскольку сама до конца не определила свои цели и интересы в связи с нахождением в этой организации.
"Почвы для сотрудничества с Советом Европы осталось крайне мало. Никакие темы, которые мы предлагаем в качестве объединительных, там не поддерживаются. Пока мы не имеем союзников, пока мы не понимаем, зачем мы в этой организации находимся, всё так и будет — конфронтационный подход, преследование России по политическим абсолютно вопросам, шельмование и дьяволизация нашей страны в глазах общественного мнения всех стран Совета Европы. Никак иначе не будет. У нас нет союзников", — сказал глава российской делегации в ПАСЕ.
По его словам, страны, которые Россия "почему-то считает своими союзниками", не поддерживают Москву.
"Почему у нас нет союзников? Потому что мы сами не очень понимаем, что мы там делаем, какие мы интересы отстаиваем", — считает парламентарий.
Как сказал "Правде.Ру" профессор кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов (РУДН) Юрий Почта, после распада Советского Союза Россия планировала войти в западное сообщество, считая, что будет разделять все его ценности, поэтому "мы соглашались со всеми декларациями, актами, со всеми положениями международного права, в том числе о правах человека, демократии и т. д.".
Но сейчас в Конституции РФ записано, что в конкретных случаях "мы можем с помощью минюста, Конституционного суда принять решение о том, что положение международного права и решения таких организаций, как ЕСПЧ, не действуют". То есть здесь формально какие-то вещи соблюдены, "но на нас продолжают давить" и это вызывает недовольство Петра Толстого, считает эксперт.
Однако декларации Толстого — "это больше попытка как-то напугать, что ли, представителей ПАСЕ, Совета Европы". Это даже больше похоже на шантаж, отметил Юрий Почта.
"Шантажировать не стоит. Всё-таки надо вести переговоры, вступать в контакты. История с Навальным фактически ещё только разворачивается. Что нам из-за этого из Организации Объединённых Наций выходить, из Совета Европы, ещё откуда-то? Нет. Мы важная часть международного сообщества. И необходимо за свою позицию и бороться, и защищать её, и вести переговоры. А если у Петра Толстого не хватает терпения или квалификации, может быть, пусть другие люди займутся этим, более систематичные и настойчивые", — сказал эксперт.
По мнению Юрия Почты, Толстой — известный журналист, но, возможно, дипломатическая работа, кропотливая работа с документами — "это не совсем его сфера деятельности", не получается.
"Может быть, всё-таки не менять международную организацию, а поменять нашего представителя там?" — предложил эксперт.
По его словам, думать, что Россия завтра с помощью Казахстана и Белоруссии создаст собственный ЕСПЧ — несерьёзно, так как "у нас для этого пока нет ни кадров, ни времени, ни ресурсов".
"В политике конфликт — это естественное состояние. Мы огромная страна, мы одна из ведущих стран, обладающая ядерным оружием, у нас независимая внешняя политика. Конечно, это вызывает и непонимание, и неприятие, и конфликтные отношения. Но с этим надо работать, а не говорить, что мы уходим из вашей песочницы, потому что вы нам не дали ведёрка", — сделал вывод для "Правды.Ру" Юрий Почта.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) потребовал от российских властей освободить из-под стражи Алексея Навального на основании правила 39 регламента суда — в качестве обеспечительной меры в опасении за жизнь блогера. Мосгорсуд в ответ указал, что ЕСПЧ не вправе давать судам РФ указания и вмешиваться в их деятельность.
Симоновский суд Москвы 2 февраля удовлетворил ходатайство столичного управления ФСИН, отменив условное наказание Навального и заменив его на 3,5 года колонии общего режима, которые ранее были назначены ему приговором суда по "делу "Ив Роше". В декабре 2014 года Навальный и его брат Олег были признаны по этому делу виновными в хищении. Мосгорсуд 20 февраля утвердил вынесенное решение.
Алексей Навальный этапирован в ИК-2 во Владимирской области, где будет отбывать наказание.
Читайте по теме:
Будет ли между Россией и Европой возведена новая "Берлинская стена"?
NI: "Давление Запада только укрепило позвоночник Путина"
Из Берлина с упреком: в бундестаге призвали исключить Россию из Совета Европы
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.