В Москву с официальным визитом прибыл президент Сербии Борис Тадич. Он обсудил с Владимиром Путиным самый широкий круг вопросов – от урегулирования советского долга бывшей Югославии до двусторонних отношений в случае вступления Сербии в Евросоюз. Однако центральное место, как и ожидалось, заняло обсуждение ситуации в Косово и роль России в урегулировании конфликтов на Балканах.
Во время натовских бомбардировок Югославии 1999 года и всё время после них сербская общественность упрекала российское руководство в бездействии и невнятной позиции. «Роль России в урегулировании конфликта огромна – как самой по себе, так и в составе контактной группы. Россия должна чётко и ясно обозначить свою позицию, прежде всего, в Совете Безопасности ООН», - сказал Борис Тадич на пресс-конференции по окончании переговоров в Кремле.
И вот Владимир Путин ясно дал понять, что двойные стандарты по отношению к изгнанию 200 тысяч сербов из Косово недопустимы. «Сегодня из Косово вынуждены уйти 200 тысяч сербов, и все об этом молчат», - сказал глава российского государства. Он отметил, что уход из Косово 30 тысяч албанцев на Западе назвали гуманитарной катастрофой. Путин заверил своего сербского коллегу, что Россия полностью разделяет его мнение о том, что Косово должно оставаться неотъемлимой частью Сербии – пусть даже имеющей широкую автономию.
Отвечая на вопрос «Правды.Ру» о деятельности Гаагского трибунала, Борис Тадич подчеркнул, что за военные преступления на территории бывшей Югославии должны в полной мере ответить все – хорваты, боснийцы-мусульмане, албанцы, а не только сербы. «Мы должны сотрудничать с Гаагским трибуналом, но мы требуем от него, чтобы за свои преступления ответили не только сербы, но и хорваты, боснийцы-мусульмане и албанцы. Меня возмутило, когда в марте 2004 года албанцы убили более 30 сербов и сожгли 35 православных церквей, мировое сообщество молчало. Мы настаиваем на том, чтобы все виновные были преданы суду, сербы получили возможность безопасно жить в Косово, а наши храмы восстановлены. Именно такова наша позиция на переговорах о статусе Косово», - сказал Тадич.
Кроме Косово, ещё одной больной темой переговоров является возможный распад федерации Сербии и Черногории на два государства. Президент Черногории Филипп Вуянович уже представил на рассмотрение руководству Сербии и президенту федерации Сербии и Черногории Светозару Маровичу «Договор о трансформации государственного сообщества Сербии и Черногории в союз независимых и признанных мировым сообществом государств». А премьер-министр Черногории Мило Джуканович объявил о проведении весной 2006 года референдума о независимости, возможность удачного его исхода эксперты оценивают как 50 на 50. В свою очередь, Борис Тадич высказался против дальнейшей дезинтеграции на Балканах, и в этом его полностью поддержал Владимир Путин.
Отметим, что несмотря на многовековые тёплые отношения между Россией и Сербией, ведущую роль в урегулировании конфликта Сербия отдаёт Евросоюзу, в который стремится вступить. «Мы приветствуем вступление в ЕС Хорватии и Македонии, и мы считаем, что наше сосуществование в рамках Единой Европы позволит быстрее залечит раны многолетней войны», - отметил Тадич. По его словам, Брюссель должен стать гарантом территориальной целостности Сербии, потому что в противном случае дезинтеграционные процессы захватят всю Европу.
И Евросоюз услышал эти слова. В то самое время, когда Тадич отправился в Москву, Белград и Приштину со специальной миссией посетил премьер-министр Чехии Иржи Пароубек. «Косово должно иметь европейское будущее», - заявил он. Глава чешского правительства добавил, что приветствует стремление Белграда стать членом Евросоюза. А бывший президент Чехии Вацлав Гавел уже вызвался стать официальным посредником на переговорах между правительством Сербии и руководством косовских албанцев. Отметим также, что комиссар ЕС по расширению Олли Рен дал понять, что распад Федерации Сербии и Черногории для их вступления в Евросоюз нежелателен, что также стало шагом навстречу Белграду.
По окончании пресс-конференции Тадича в разговоре с корреспондентом «Правды.Ру» сербские журналисты отметили, что миссия чехов отнюдь не обречена на провал. «Сербско-чешские отношения всегда были хорошими – ещё с XIX века. Достаточно вспомнить, что в начале прошлого века будущий первый президент Чехословакии Томаш Масарик защищал многих сербских деятелей, подвергавшихся репрессиям со стороны руководства Австро-Венгрии. А в 1999 году чешские студенты сорвали пресс-конференцию госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Брно, протестуя против бомбардировок Сербии. Да и чешский президент Вацлав Клаус резко возражал против бомбёжек нашей страны – резче, чем игравший роль международного посредника Виктор Черномырдин. И сербский народ прекрасно об этом помнит, и эту добрую память Евросоюз готов использовать в своих интересах», - сказали они.
По словам как российских, так и сербских экспертов, сопровождающих сербского президента в его поездке по России, визит Тадича вкупе со словами главы российского государства, безусловно, укрепили авторитет России как на Балканах в целом, так и в глазах сербского народа в частности. Однако ясно обозначать своё мнение и подкреплять его конкретными делами нужно как можно чаще, иначе Сербия может отвернуться (пусть и на время) от России также, как это сделала соседняя и тоже братская для России Болгария.
Вадим Трухачев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.