Дональд Трамп надеялся убийством иранского генерала Касема Сулеймани упрочить свое положение перед выборами. Но похоже, он сыграл не только против Ирана, но и против себя.
И, в общем-то, это относится и ко всем США в целом, которые своим военным присутствием в других странах вызывают там антиамериканизм. А главными врагами американцев стали они сами. Почему? И что все-таки там осталось хорошего?
Об этом обозревателю "Правды.Ру" Любови Степушовой рассказал директор Института США и Канады Российской академии наук Валерий Гарбузов.
Читайте начало интервью:
После убийства Сулеймани США боятся терактов
Убийство Сулеймани: резоны Трампа
США и Иран обменялись "любезностями". Что дальше?
Валерий Гарбузов: Трамп — апологет, фанат санкционной политики
— Валерий Николаевич, возможно, иранские власти надеются только на одно, что Трамп проиграет выборы, президентом станет демократ и тогда что-то поменяется, как вы считаете?
— Вы знаете, не то, что даже надеются, а многие просто молятся, чтобы Трамп не выиграл выборы.
— Наверное, других особо приемлемых вариантов не видно для Ирана.
— Да, как-то так. Политика США в отношении стран ближневосточного региона менялась.
Скорее всего, политика будет направлена на маневрирование в этом регионе, потому что иначе там просто нельзя.
— Просто иначе, видимо, все-таки США придется оттуда уйти, потому что даже их союзникам они там надоели. Все-таки позиция многих стран поменяется к присутствию там Соединенных Штатов. Китай поможет деньгами, в конце концов.
— Есть разные регионы мира. И в разных регионах мира присутствуют США.
Американское присутствие оценивается очень неоднозначно. Оно почти всегда вызывает антиамериканизм. Это классическая реакция.
Ближневосточный регион уже давно просто напичкан антиамериканскими настроениями. В этом регионе Америку не любят больше всего.
Поэтому, вообще-то, нужно думать о перестройке американской политики на ближневосточном направлении, а Америка действует очень грубо и слишком прямолинейно, особенно в последнее время. Так уже, собственно говоря, не действует ни одна держава, тем более Китай.
Вот Китай, может быть, больше всего извлек уроков из американской политики глобализма.
А американцы, мне кажется, своей политикой просто-напросто превращаются в самого худшего врага сами же себе.
— Не напоминает ли вам это наши горбачевские времена, когда мы развалились из-за того, что не смогли что-то придумать новое, изменить систему?
— Между США и Советским Союзом было, есть и будет одно очень глубокое отличие.
Когда американское руководство делает что-то не так, ошибается, совершает совершенно очевидные ошибки, намеренные или ненамеренные, то в Америке всегда есть ясный и достаточно простой выход — переизбрать президента.
Даже не говоря о возможности импичмента, этот срок просто-напросто обозначен в Конституции. Каждые четыре года проводятся президентские выборы, их никто не может отменить. Даже стихийное бедствие какое-то или война не может отменить эти выборы.
Поэтому если Трамп наделал много серьезных ошибок, то у американцев как раз сейчас есть возможность его заменить. Да, он может удержаться в Белом доме, а может и не удержаться. А если не получится его заменить, так значит тогда американское общество должно апеллировать к самому себе.
Почему-то у нас всегда такая ситуация, когда нам не нравится то, что делает наш президент, то все равно в силу самых разных обстоятельств мы не можем его заменить на какого-то другого.
Вот это, конечно, наша большая проблема и большая ошибка.
А в США самое плохое — то, что недостатки их внешнеполитического поведения консервируются.
Это американцам совершенно ни к чему, не надо абсолютно. Вот поэтому такая большая волна антитрампизма сейчас и пошла.
— То есть это не просто внутренняя политическая борьба, а действительно недовольство простого народа? Или все-таки борьба за власть?
— Многие считают, что это борьба внутриполитической элиты США, и на самом деле это все так. Но это же не значит, что массы исключены из этой борьбы. Ничего подобного.
Нигде электорат так не вовлечен в политический процесс, как в Соединенных Штатах Америки.
Поэтому, когда мы говорим, что президент там избранный, то это действительно президент американского народа. В этом есть правда, потому что простые избиратели приходят на участки и голосуют.
Да, очень серьезную роль во всем этом, конечно, играет политическая элита, но не только.
Если бы только политическая элита играла свою роль и говорила свое слово, то Трамп никогда не был бы избран. Никогда он не стал бы президентом.
Ведь вся элита была против него. Она же его стала отторгать. Благодаря тому, что массы почувствовали, что эта глобализация несет проблемы для них самих, они сделали ставку на Трампа, поверив в то, что он действительно решит все эти проблемы.
Беседовала Любовь Степушова
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.