В 90-е годы в России обнаружилось большое количество симпатизантов крайне правой кубинской эмиграции в Майами. Козыревское министерство иностранных дел фактически свернуло все отношения с Кубой, а Россия в лице своего высшего руководства прекратила помощь островному государству, стране победившего социализма в Западном полушарии. Российские реформаторы стремились сделать из России Соединенные Штаты Америки, а у Соединенных Штатов, как известно, Куба — кость в горле.
Прошли годы. Неолиберализм в Латинской Америке сменился левой волной, а теперь и левая волна уходит. На смену ей приходят центристски ориентированные или правые режимы вроде бразильского Болсонару. В этих условиях Кубе снова стало трудно.
Особый период в 90-е годы позволил ей выжить благодаря режиму жесткой экономии, опоре на собственные силы, максимальному закручиванию гаек. Позже, когда Фидель заболел, Рауль Кастро несколько ослабил традиционный военно-казарменный социализм кубинского образца. В страну был допущен частный сектор в ограниченных размерах. Была сделана ставка на совместные предприятия по развитию туризма.
Но главным партнером Кубы в конце 1990-х и в 2000-х годах оказалась Венесуэла, которая взяла курс на социализм в распределении. Хотя Венесуэла и оставалась страной капиталистической периферии, она активно проводила реформы социал-демократического толка в стране, которые касались распределения общественного богатства. Венесуэла оказывала существенную помощь Кубе.
Как утверждает газета The New York Times, в 1960–1990-х годах Советский Союз выделил Кубе 65 миллиардов долларов. Это примерно в три раза больше, чем президент Кеннеди выделил "Альянсу ради прогресса" в Латинской Америке. Венесуэла, в свою очередь, в 2012 году субсидировала и вложила инвестиций порядка 14 миллиардов долларов, что составляло около 12 процентов от валового продукта социалистической Кубы.
Несмотря на все это кубинская экономика до сих пор испытывает серьезные трудности. В индустрии, горнодобывающей промышленности и в добыче сахарного тростника показатели едва приближаются к показателям 1989 года. Специалист по кубинской экономике профессор Университета в Питтсбурге Кармело Меса-Лаго (Carmelo Mesa-Lago) полагает, что Куба вновь стоит перед лицом самого сурового экономического кризиса с момента падения Советского Союза, который долгие годы держал на плаву экономику социалистической Кубы.
Важной отраслью все это время оставался туризм. С 2007-го по 2017 год количество посещающих остров удвоилось. Основную часть прибывающих составили американцы, и их количество росло очень быстро, особенно после того, как Барак Обама установил дипломатические отношения с Кубой в 2015 году. Фактически был снят запрет для путешествий американцев на Кубу.
Однако ураган Ирма и введение новых ужесточений президентом Трампом (например, американским туристам запрещено останавливаться в отелях и ресторанах, которые содержатся представителями кубинских революционных вооруженных сил) привели к падению туристических показателей в конце 2017-го и первой половине 2018-го годов.
Затем вновь наметилось некоторое оживление туризма, связанное с тем, что был отменен запрет на заход на Кубу круизных лайнеров. Но, конечно, туристы, которые заходят туда на один-два дня на круизном судне, не могут сравниться с теми, кто приезжает и оставляет существенные деньги в стране.
Кубе по-прежнему не хватает валюты, продовольствие закупается на полтора миллиарда долларов в год. С Венесуэлой сейчас тоже большие проблемы, поскольку венесуэльская экономика ослабла. Пока Венесуэла выполняет свои интернационалистские обязательства по помощи Кубе, но трудно сказать, как долго еще это может продлиться.
Не только профессор Кармело Меса-Лаго, но и все наблюдатели, включая автора этих строк, могут сказать, что Кубе нужны реформы чуть более радикальные, чем те, которые совершает Мигель Диас-Канель. Это первый руководитель Кубы, который родился в послереволюционные годы. Связанный обещанием продолжать курс отцов-основателей революционной Кубы Фиделя и Рауля Мигель Диас Канель говорит о преемственности.
Любопытно, что о необходимости более радикальных реформ говорит на страницах самой что ни на есть буржуазной газеты The New York Times профессор Кармело Меса-Лаго. И ее мнение совпадает с мнением многих несевероамериканских наблюдателей. Кубе нужны реформы, но это должны быть реформы социалистического характера, в рамках рыночного социализма, по китайскому и вьетнамскому образцу. Те реформы, которые совершаются под руководством Коммунистической партии, не позволят развиться в обществе серьезному расслоению и конфронтации, но в то же время они используют рыночные механизмы для активизации экономики, которая пока на Кубе остается стагнирующей.
Таким образом, мы видим, что социалистические тенденции пробивают дорогу и в Соединенных Штатах. Появляются статьи, которые рекомендуют Кубе улучшить социализм с помощью китайских и вьетнамских методов. В этом есть некое знамение времени.
Читайте также:
Куба становится Островом Несвободы
Куба: юбилей легендарной революции
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.