Газета The New York Times опубликовала статью обозревателя Стивена Эрланджера (Stiven Erlanger) "Возмущенная Европа встает на жесткие позиции в отношении Путина". Одним из главных источников информации для автора статьи является "высокопоставленный чиновник", забывший представиться.
По мнению автора статьи, повод для ужесточения позиций подарила Тереза Мэй, убедившая европейских коллег в "высокой вероятности того, что бывший российский шпион был отравлен на британской земле по указанию российских властей".
Стивен Эрланджер пишет, что обычно на встречах лидеров государств Европейского союза присутствие Терезы Мэй воспринимается как нелепость, с учетом переговоров о выходе Британии из альянса.
Однако на этот раз лидеры Евросоюза согласились с необходимостью "скоординированного ответа".
"Европейский союз трудно упрекнуть в излишней решимости, однако высылка российских дипломатов, прокатившаяся по всему Старому Свету, была подчеркнуто эффектной. Она была созвучна еще более масштабной акции Соединенных Штатов, выдворивших 60 россиян, и сигнализировала о новых, более суровых мерах, призванных наказать российского президента Владимира Путина за дурное поведение", — пишет автор.
Он приводит слова бывшего британского дипломата в России Яна Бонда (Ian Bond), подчеркивающего, что до настоящего момента из европейских стран не был выслан ни один российский дипломат. Нынешний прецедент — первый со времен холодной войны.
"Для Европейского союза Россия всегда была непростой задачей, учитывая ее особую роль в снабжении Старого Света энергоресурсами, а также с учетом разницы во мнениях между лидерами ЕС по поводу того, нужно ли противостоять Путину", — пишет автор статьи в ведущей американской газете. Однако отравление в британском городе Солсбери бывшего российского шпиона Скрипаля и его дочери Юлии "перешло все границы", это было первое с довоенных времен применение отравляющего вещества в Европе. Такое европейские официальные лица проигнорировать уже не смогли, отмечает автор статьи.
Давайте обратим внимание, на кого он при этом ссылается.
"Это была операция разведки, проведенная методами разведки и с использованием боевого химического вещества, — заявил один высокопоставленный европейский чиновник. — Это выводит проблему на принципиально новый уровень".
Как скромный переводчик, я ничего не добавляю к словам уважаемого автора. Тем более, что он даже не догадывается о моем существовании. Просто подчеркиваю, что на страницах одной из ведущих мировых газет он приводит серьезнейшее обвинение, указав, что обвинителем является "один высокопоставленный европейский чиновник".
Тот же самый чиновник развивает свою мысль: "Это накладывается на нарушение Россией международного права на Украине и в Крыму, нарушение неписанных законов о недопустимости интервенции. А теперь она применила нервно-паралитический газ в Великобритании".
Автор напоминает, что ранее по распоряжению Терезы Мэй из Великобритании уже были высланы 23 российских дипломата. Выступление Мэй перед европейскими лидерами сделало этих лидеров более радикальными в отношении России, уверен автор.
И вот результат радикализации: 16 государств ЕС договорились выслать как минимум по одному российскому дипломату. Ожидается, что другие страны ЕС, такие как Ирландия, готовы к тому же, пишет Стивен Эрланджер.
Он вновь ссылается на высокопоставленного европейского чиновника-инкогнито, который делится еще одним наблюдением: "Европейцы привыкли к тому факту, что от одной трети до половины сотрудников российских посольств на Западе — в странах ЕС и НАТО — работают на разведку. Однако теперь Россия совершила то, что больше не позволяет проходить мимо этого факта".
В Брюсселе удовлетворены тем, что даже Венгрия, сохраняющая теплые отношения с Путиным, согласилась на высылку российского дипломата, пишет The New York Times. При этом "Греция и Кипр, с их тесными связями с Москвой, не желают делать то же самое без совсем уж вопиющих причин, а малые страны, вроде Мальты, не хотят полностью терять свои представительства в Москве и идти на риск полного разрыва отношений".
Австрия, по мнению автора, многих разочаровала, отказавшись от высылки российских представителей, это объясняется тем, что "министерство внутренних дел этой страны сегодня находится под контролем крайне правой "Партии свободы". (Причем здесь министерство внутренних дел — вопрос не к переводчику.)
Болгария также не присоединилась к странам, выдворившим представителей российского внешнеполитического ведомства. "Мы все поддерживаем британскую позицию, — цитирует автор статьи слова болгарского президента Бойко Борисова. — Но пока мы имеем дело лишь с высокой вероятностью, а не с доказательствами, мы не можем принимать решения по данному вопросу".
"Особенно интересна позиция Чешской Республики, выдворившей троих русских, однако выступившей с неоднозначным заявлением на фоне того, как российские средства массовой информации пишут, что нервно-паралитический газ мог быть доставлен через эту страну". Действующий премьер-министр Чехии Андрей Бабич заявил: "Если наш союзник попал в сложную ситуацию и нуждается в помощи, мы должны выступить в его поддержку. Россия перешла все границы, когда объявила, что отравляющее вещество Novichok могло попасть в Великобританию через Чехию. Это полная ложь, и мы решительно ее отвергаем".
Однако пророссийский президент Чехии Милош Земан высылками недоволен. В своем заявлении он обратился к спецслужбам страны с призывом выяснить, производился ли Novichok в Чехии или хотя бы хранился когда-либо на ее территории.
"Некоторых озадачила реакция Италии, с учетом переговоров по составу нового правительства после внушительного выступления популистских партий на минувших выборах", — пишет автор статьи. Он напоминает, что лидер партии "Лига Севера" Маттео Сальвини (Matteo Salvini) является союзником Путина, осудившим выдворение российских дипломатов. После того как Италия вслед за другими странами ЕС выслала двух российских представителей, Сальвини заявил: "Бойкот России, новые санкции и высылки дипломатов не решают проблему, они ее обостряют. Диалог предпочтительнее. Я хочу, чтобы правительство работало во имя мира, роста и безопасности, и не считаю, что хочу слишком многого".
Стивен Эрланджер отмечает: некоторые официальные лица Брюсселя считают, что скоординированная высылка российских дипломатических представителей иллюстрирует европейскую солидарность, способную "затмить" даже решение Британии о выходе из Евросоюза. С этим не все согласны, но все признают очевидную победу Терезы Мэй.
Ее словами и завершается статья в The New York Times: "В беседах с президентом Макроном, канцлером Меркель и другими лидерами мы пришли к заключению, что действия России требуют жесткого европейского ответа, и не только в знак солидарности с Объединенным Королевством, но и в качестве признания угрозы безопасности всех государств Европейского союза".
Читайте также:
Мировой скандал: зачем на самом деле отравлен Скрипаль
Готовьтесь: ОЗХО поддержит Лондон в деле Скрипаля
Два фронта против Путина: Восточная Гута и Скрипаль
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.