В минувшую субботу, 24 марта, завершился трехдневный визит Александра Лукашенко в Грузию. Лидер Белоруссии выполнил свое обещание и отомстил Москве за запрет на ввоз белорусского молока в Россию.
В пику "большому брату" он в Тбилиси публично заявил, что продолжает считать Абхазию и Южную Осетию территориями Грузии. При этом он обвинил руководителей Абхазии в том, что "прекрасный любимый край превратили непонятно во что" и что туда "никому невозможно приехать". МИД Абхазии назвал эти слова Лукашенко "недостойными".
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили встречал своего "белорусского друга" с королевскими почестями: лидеры двух государств нежно обнялись и прошлись по красному ковру под праздничные марши грузинского оркестра. Лукашенко вместе со своим сыном Колей возложил венок к тбилисскому мемориалу "героям, погибшим в борьбе за территориальную целостность Грузии".
"Я действительно сюда еду как домой. Хоть и во второй раз. Но я чувствую, что здесь близкие нам люди, — заявил Лукашенко во время своего визита в Тбилиси. — Искренне скажу, что в какие-то поездки едешь и знаешь, что это тяжелая работа. В Грузию, я понимаю, что еду работать, но с большим трепетом всегда и в ожидании, что здесь очень хорошие, добродушные, порядочные люди".
Георгий Маргвелашвили также расчувствовался и заявил: "Этот визит ознаменован тем, что мы будем подписывать договор, который будет определять отношения между Беларусью и Грузией на многие десятилетия. Спасибо вам лично за дружбу и хорошее отношение".
По итогам переговоров двух президентов стороны подписали "Рамочный договор о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Грузией", а также 11 соглашений о сотрудничестве в различных сферах, включая сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культуру. Также стороны скрепили своими подписями Соглашение о безвизовом режиме между двумя республиками. Был также подписан Меморандум о побратимстве между городами Брест и Батуми. Кроме того, по итогам переговоров Лукашенко подарил Маргвелашвили малогабаритный белорусский трактор, и лидеры двух стран договорились об открытии в Грузии сборочного производства белорусских тракторов.
Некоторые политологи, комментируя визит Лукашенко, высказали версию о том, что Минск намерен стать посредником в восстановлении диалога между Москвой и Тбилиси. Однако эта версия не выдерживает критики, так как страна-посредник должна дистанцироваться на одинаковое расстояние от конфликтующих сторон. Однако заявление Лукашенко по Абхазии показало, что он для Грузии скорее не посредник, а союзник. Москве вряд ли нужен посредник, который считает Южную Осетию и Абхазию неотъемлемой частью территории Грузии.
Так зачем все же Лукашенко посетил Грузию? Скорее всего, белорусский лидер надеется через Грузию подключиться к крупным региональным транспортным и энергетическим проектам. Цель Лукашенко — ослабить зависимость его страны от поставок Москвой нефти и газа. Неслучайно ранее белорусский лидер договорился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым о подключении белорусской железной дороги к проекту "Север — Юг". Как заявил посол Белоруссии в Азербайджане Геннадий Ахрамович, также страна заинтересована в присоединении к железной дороге Баку — Тбилиси — Карс.
"Азербайджан превращается в серьезный хаб, — продолжал белорусский посол. — Беларусь заинтересована развивать сотрудничество в этом направлении. В рамках транспортного пути "Великий шелковый путь" через Беларусь прошло три тысячи контейнерных поездов, в следующем году мы намерены увеличить это количество в 1,5 раза".
Одновременно Лукашенко заявил, что Белоруссия готова приступить к строительству южного транспортного коридора в конце 2018 года, если Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) окажет финансовую поддержку в этом вопросе. "В будущем году мы в основном закончим гродненскую трассу, которую Европейский банк нам помогает строить, — продолжал белорусский лидер. — Если бы мы оперативнее развернулись, то к концу будущего года спокойно могли бы перебрасывать мощности на строительство южного коридора, он очень важен сейчас для Европы. Мы готовы построить дорогу дешевле, чем любая другая европейская или азиатская компания".
Если учесть, что Грузия является участником всех крупных транспортных и энергетических проектов региона, в том числе "Баку — Тбилиси — Карс" и "Южного газового коридора", то Лукашенко намерен посредством Тбилиси убедить Баку, Анкару и Брюссель в том, что Белоруссия может стать полноправным участником этих проектов. И хотя Белоруссия не имеет общей границы ни с Грузией, ни с Азербайджаном, ни с Турцией, она намерена в будущем подключиться к этой газовой трубе через одну из европейских стран, например, Польшу, построив дополнительную ветку до Белоруссии.
В декабре 2017 года Тбилиси завершил строительные работы по "Южному газовому коридору" через грузинскую территорию. Ожидается, что уже во второй половине 2018 года начнутся поставки природного газа с азербайджанского месторождения "Шахдениз" через территорию Грузии в Европу.
Став участником "Южного газового коридора", Белоруссия рассчитывает полностью отказаться от импорта российского газа, а в перспективе вместо российской нефти закупать азербайджанскую. Осенью 2016 года, в ходе очередного нефтегазового спора с Россией, Белоруссия отказалась от российского "черного золота" и закупила партию нефти в Азербайджане с доставкой через Украину. В Одесский порт прибыл танкер с 84,7 тонны азербайджанской нефти, предназначенной для Мозырского НПЗ. Впрочем, вскоре спор с Москвой вокруг цены на нефть был урегулирован, и поставки из России возобновились.
Cправка
"Южный газовый коридор" — проект, предусматривающий создание газовой трубопроводной инфраструктуры протяженностью 3500 километров, проходящей через шесть стран. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 40 миллиардов долларов. Вашингтон и Брюссель рассматривают этот проект как альтернативный российским газопроводам "Северный поток" и "Турецкий поток".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.