Турция избавляется от проамериканского влияния

Массовые зачистки: чего боится Эрдоган

Массовые аресты в Турции. Власти страны выдали ордер на задержание 360 человек. Большая часть из них - это военнослужащие. Их подозревают в причастности к попытке государственного переворота в июле прошлого года. По данным СМИ, операция прошла в Стамбуле.

Напомним, 15 июля 2016 года группа солдат и офицеров ВС Турции предприняла попытку семенить власть. Основное противостояние развернулось в Стамбуле и Анкаре. Тогда погибли 250 человек, не считая путчистов, более 2 тыс. получили ранения. В подготовке путча и реализации этих планов Анкара обвиняет исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, который с 1999 года проживает в США, и ассоциированную с ним "Террористическую организацию фетхуллахистов". Можно ли связать аресты турецких военнослужащих с окончательной сменой курса Анкары с проамериканского на, как минимум, независимый от западного давления? На этот вопрос "Правде.Ру" ответил заместитель директора института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

— Очевидно, что контуры политического курса Турции заданы геополитическими и геоэкономическими амбициями Реджепа Тайипа Эрдогана. С одной стороны, Анкара неоднократно заявляла, что она не собирается выходить из Северо-Атлантического альянса, где главную роль играют США.

С другой, ситуация в регионе подталкивает Турцию брать на себя более активную роль некого лидера. В этом контексте сирийский кризис очень осложнил отношения и без того непростые между Анкарой и Вашингтоном. Можно сказать, что Турция видит себя важным региональным игроком. Кроме того, эта республика действительно претендует на лидерство на Ближнем Востоке, хотя у Турции есть достаточно серьезные соперники, в первую очередь, в лице Ирана и Саудовской Аравии.

При этом, мы видим, что Турция старается выстраивать многовекторную политику. Она прекрасно понимает, что строгое выполнение директив, которые посылаются из Вашингтона, из Брюсселя, очень часто вредят национальным интересам Анкары, которая в своей внешней политике выбрала независимый формат.

Тем не менее, говорить о том, что Турция окончательно ушла из-под влияния США все-таки не стоит. Да, безусловно, после президентства Барака Обамы наследие в турецко-американских отношениях было очень негативное. Но при этом, Турция, как любые восточные страны, прекрасно понимает, что самая удобная стратегия — это лавирование между несколькими центрами сил для того, чтобы в последствии самой претендовать на главенствующую роль в регионе.

Новые аресты в Стамбуле скорее всего свидетельствуют о том, что внутри самой Турции выстраивается жесткая властная вертикаль во главе с Эрдоганом. Те политические силы, которые выступают против турецкого лидера, либо очень сильно ослаблены, либо подвергаются различного рода преследованиям.

Не удивлюсь, если окончательная зачистка завершится после выдачи турецкой стороне Гюлена. Тогда уже можно говорить о том, что Эрдогану удалось построить строгое авторитарное государство под своим единым началом, и это как раз может обеспечить Турции в определенной степени еще большее похолодание с западным миром в целом.

В первую очередь с Европой, которая в последнее время очень негативно относится к тем политическим процессам, которые происходят в Турции, говорит о том, что в стране существует политическое преследование, и посадки, и все это не очень объективно, не соответствует европейским ценностям, которые есть в Европе. Поэтому говорить о разрыве Турции и в целом западного мира я бы не стал.

Однако очевидно, что Анкара все-таки будет более независимой в дальнейшем, и если не станет опираться на мнение не только Европы, но и Америки, и России, и Китая, и других игроков.

— Известно ли, как турецкая армия реагирует на массовые чистки в своих рядах? Нет ли явного недовольства со стороны генералитета? Пользуется ли Эрдоган поддержкой у военных?

— Дело в том, что сам силовой блок Турции достаточно разрозненный. Нынешние события, безусловно, очень сильно ударяют по военным в целом. Потому что, они долгое время были главным барометром, арбитром в стране. Турция славится большим количеством историй госпереворотов, когда при отклонении от секторов, определенных еще Ататюрком, та или иная политическая сила пыталась отобрать власть в стране. Сразу возникали военные, которые либо осуществляли государственный переворот.

Мы видим, что в этом смысле позиции армии очень сильно ослабли, и те ценности, поборниками которых всегда были военные, конечно сейчас в Турции не являются основными. При этом, последний переворот свидетельствовал о том, что те военные, которые предпринимали эти попытки, действительно были связаны в определенной степени с западными странами, и именно эта ситуация влияет на нынешние межличностные отношения между Эрдоганом и представителями Запада.

Потому что, те военные опирались, в том числе, пусть не открытую, но поддержку Запада. Ему было бы выгодно отстранить Эрдогана. Пока он будет находиться во главе Турецкой республики, говорить о восстановлении теплых, дружественных, и даже союзнических отношений в полном смысле этого слова с Западом, не приходится, в первую очередь, с США. Хотя ситуация все равно лучше, чем при Бараке Обаме.

— Можно ли говорить о том, что последние чистки с опасением со стороны турецких властей распространения идей проповедника Фетхуллаха Гюлена, живущего в США. На Ваш взгляд, насколько эти идеи популярны в Турции?

— Дело в том, что та сеть школ, которую создал Гюлен, действительно очень сильно оказывала влияние на культурно-образовательное пространство не только Турции, но в целом тюркского мира. И в этом контексте, безусловно, влияние было достаточно серьезным. Потому что, на разного рода уровнях: и государственном, информационном, академическом, военном можно было найти последователей Фетхуллаха Гюлена.

В этом смысле сегодняшние посадки - это продолжение зачистки. Потому что, до этого были аресты представителей академической среды, преподаватели, профессоры, журналисты. Поэтому, даже если этот процесс продолжится, вряд ли в ближайшее время Эрдоган сможет полностью избавить Турцию от сторонников Гюлена полностью.

Гюленовская сеть действительно была очень обширна, и проникла на разные уровни, в том числе, на очень высокий — на уровень ведомств, которые были ответственны за многие государственные направления Турции.

Анкара, безусловно, сейчас потеряла влияние. Эти ячейки остались, мне кажется, очевидно, и вполне возможно, для того, чтобы дестабилизировать ситуацию внутри Турции все-таки будут использовать, но не сейчас. Потому что, сейчас происходит строгий контроль и надзор.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Лада Коротун
Лада Коротун - журналист, интервьер, корреспондент Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить