Летом прошлого года "Правда.Ру" предположила, что Сирия - это только начало, первый и далеко не последний этап создания разветвленной системы российского присутствия на Ближнем Востоке. Следующим шагом на этом пути должно стать установление прочных связей с Ливаном - страной, некогда бывшей неотъемлемой частью Великой Сирии. Сегодня есть основания утверждать, что эта задача успешно решается.
Россию посетил премьер-министр Ливана Саад Харири. Он провел переговоры на уровне правительства, встретился с главой российского кабинета министров Дмитрием Медведевым, после чего направился в Сочи к президенту РФ Владимиру Путину.
Темы своих переговоров в Москве и Сочи Саад Харири называл накануне визита. Их список убеждает: Ливан относится к России крайне серьезно и понимает, что с нею нужно дружить и сотрудничать. Поэтому среди вопросов для обсуждения на одном из первых мест стояли поставки российского вооружения и военной техники для ливанской армии.
Буквально за несколько дней до визита Харири ливанские военные провели удачную операцию против исламистских боевиков на ливано-сирийской границе. Это продемонстрировало эффективность действий Ливана на антитеррористическом фронте, и вполне может служить основанием для получения существенной военной помощи.
Эта проблема ставилась в Сочи на уровне президента РФ. "Обсудили военную помощь Ливану, а также то, как мы могли бы развивать эти отношения", - заявил Харири после встречи с российским лидером.
Скорее всего, вопрос будет решен в пользу расширения военно-технического сотрудничества между РФ и Ливаном. "У нас был долгий разговор об этой теме с президентом Путиным, и я думаю, что эти отношения между странами будут хорошими", - прокомментировал переговоры гость.
Однако потенциал российско-ливанского сотрудничества выходит далеко за рамки одного только ВТС. Дело в том, что Ливан, расположенный, как и Сирия, в Восточном Средиземноморье, может дать российским компаниям выход к богатейшим запасам углеводородов из месторождений на шельфе.
И Саад Харири привез в Москву соответствующие предложения о привлечении российских нефтяников и газовиков к разведке и разработке залежей в ливанском секторе Средиземного моря. "Есть компании, занятые в газовой сфере. Есть реальные возможности добиться успеха в этом проекте, и мы призываем российские компании в Ливан", - заявил он на итоговой пресс-конференции.
Прекрасно понимая, что работа над нефтегазовыми проектами потребует создания соответствующей инфраструктуры, ливанский премьер пригласил в свою страну и более широкий круг инвесторов из России. Их могут заинтересовать, в частности, перспективы участия в модернизации и воссоздании транспортной сети, портового хозяйства, энергетики Ливана, жилищного строительства.
Не следует отказываться и от возможности создания на территории Страны кедров и промышленно-логистической базы по послевоенному восстановлению Сирии. "Когда политическое урегулирование там завершится, Ливан может стать платформой для восстановления Сирии", - предложил Харири.
Одним словом, Ливан способен быть выгоднейшим партнером России в регионе со всех точек зрения: и в военно-стратегическом, и в экономическом, энергетическом, транспортном отношении.
Саад Харири с Дмитрием Медведевым в Горках (2010)
Немаловажен и еще один факт: Ливан - это крупнейший международный финансовый и банковский центр, через который можно наладить плодотворное сотрудничество с арабскими финансовыми и деловыми кругами. Для России это может представлять особый интерес: на фоне западных санкций расширение доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам арабского мира является насущной потребностью. И именно с помощью ливанских банкиров можно найти оптимальное решение этой проблемы.
Наряду с перечисленными факторами сотрудничества в военно-технической и экономической сферах огромное значение имеет и такое обстоятельство, как неразрывная связь между Ливаном и Сирией. Некогда это была единая территория, разделенная по воле западных хозяев.
Непреложным является факт теснейшей взаимозависимости между тем, как развиваются политические процессы в Сирии и Ливане. Достаточно сказать, что трагедия 2-11 года, когда в Сирии начался внутренний конфликт, переросший в гражданскую войну, своими корнями уходит в историю ливано-сирийских взаимоотношений. Именно режим Асада - тогда еще Хафеза Асада, отца нынешнего президента САР - Запад обвинял во вмешательстве в дела Ливана, что и стало началом широкой антисирийской кампании, не прекращающейся до сих пор.
Поэтому ответственное отношение к процессам стабилизации в Сирии требует большого внимания к развитию ситуации в Ливане. Россия именно такую ответственность и демонстрирует, развивая широкое взаимодействие с Ливаном параллельно с наращиванием миротворческих усилий в САР.
Таки образом, совершенно очевидно, что Россия обустраивает свои позиции на Ближнем Востоке, причем делает это со всей тщательностью и с большим знанием региональных реалий. Она вернулась в регион всерьез и навсегда.
Читайте статью на английской версии Pravda.Ru
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.