Китайские власти не будут бездействовать, если Соединенные Штаты под предлогом защиты интеллектуальной собственности ужесточат торговые меры против Пекина. Об этом сообщает министерство коммерции Китая. Ведомство надеется, что американские торговые представители будут объективными и проявят необходимое уважение к КНР. В противном случае "Китай обязательно предпримет все возможные ответные меры аналогичного характера" и "будет с решимостью защищать законные права китайской стороны". Эти заявления прозвучали после того, как Дональд Трамп поручил Роберту Лайтхайзеру, представителю США на торговых переговорах, выяснить, существует ли необходимость инициирования расследования в отношении возможного нарушения Пекином интеллектуальных прав нескольких американских компаний. Президент США сказал, что "это большой шаг, но это только начало".
Чем Китай может пригрозить США? Может ли холодное противостояние между КНР и Соединенными Штатами перерасти в горячее? Об этом в эксклюзивном интервью "Правда.Ру" спросила у первого проректора Финансового университета при правительстве РФ Константина Симонова.
— Китай пообещал ответить США на ужесточение правил торговли. У китайцев имеются ценные бумаги США на огромную сумму, отказ от этого грозит Америке дефолтом и банкротствами. Но разве КНР может заставить США расплачиваться по долгам?
— На самом деле проблема заключается в том, что отношения между США и Китаем очень сложные. США и Китай — основные геополитические конкуренты, их экономики сильно взаимосвязаны; это можно расценивать как основное противоречие современного мира. Политический конфликт США и Китая предопределен, но возникает вопрос: как же он будет развиваться, когда экономики этих стран настолько сильно друг от друга зависят?
Торговая война, которая сейчас начинается между США и Китаем, на мой взгляд, имеет не экономическую природу, а политическую. А американский бизнес, видя в Китае экономического конкурента, думает решить проблемы политическими методами. Но подоплека здесь другая. Именно политическая конкуренция обуславливает постепенное желание развести экономики этих стран подальше друг от друга. Причем этот процесс мы сейчас и наблюдаем как с американской, так и с китайской стороны. Трамп и Си Цзиньпин солидарны в этом процессе. Трамп в качестве способа избавления от Китая видит сосредоточение на США. Главные цели его философии и программы заключаются в том, чтобы возвратить производство в Штаты, создать рабочие места в Америке; то есть это определенный изоляционизм. Лидер США сейчас открыто говорит о том, что Китай занимается контрабандой, поставкой нелегального оборудования, чем наносит убытки США на несколько сотен миллиардов в год — за счет нарушения правил торговли.
Си Цзиньпин еще до избрания Трампа абсолютно так же начал проводить идеологию акцента на внутренний рынок. Внешняя экспансия у них уже имеет определенные барьеры, но в Китае огромное население, которое начинает богатеть. Это дает возможность развивать емкий внутренний рынок, как это делают США, где население примерно в четыре раза меньше. Поэтому идет ставка на изоляционизм с обеих сторон. Это попытка найти некую новую модель экономического роста без активной ставки на внешний рынок.
— Что в данном случае может предпринять Китай?
— Думаю, он может отказаться от активного вложения в американские ценные бумаги. Если Китай собирается развивать свой рынок, то логичнее делать внутренние инвестиции, чем вкладывать деньги в американские облигации. Это общеизвестная проблема любой экономики, которая не знает, куда вложить заработанные деньги. Для России это тоже, кстати, очень актуально. Мы храним в американских облигациях более ста миллиардов долларов, но все время думаем, где взять денег. Возникает вопрос: зачем они так лежат? Чтоб целее были? У Китая такая же проблема, только гораздо более серьезная, потому что там объемы вложений более значительные. Плюс у Китая есть резервы в долларах. Поэтому КНР может постепенно начинать политику отказа от вложений в американские бумаги, отказа от вложений в доллары. А вот отказываться от поставок товаров в Америку там точно не будут.
Конечно, у США инструментов давления на Китай больше. США будут ограничивать приток китайских товаров на рынок, будут активнее бороться с кражами технологий. Это не секрет, что китайские товары зачастую являются заимствованиями — с небольшой добавленной стоимостью. Китай — это центр сборки, свои товары они делают из западных комплектующих или же по украденным технологиям. Пока США пользуются преимуществом глобального супермаркета — основного центра мировой коммерции, что дает им колоссальное превосходство в любых торговых войнах. Чуть что, и Америка пытается изгнать кого-то из рая — своего собственного рынка. Если отношения будут развиваться жестко, я не исключаю, что в отношении Китая снова будут введены санкции. И давление будет оказано на те западные компании, которые работают с Китаем.
Мы находимся в начале серьезных процессов, и тот факт, что экономики США и Китая сегодня сильно переплетены, вовсе не означает, что так будет и дальше. Политики этих стран, судя по всему, начинают демонтаж прежних экономических отношений, наверняка нас здесь ждет очень много серьезных драм.
Окончание интервью с Константином Симоновым читайте на страницах "Правды.Ру" завтра, 15.08.17 г.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.