Генпрокуратура Украины обнаружила в оборонном бюджете страны "дыру" в шесть миллиардов гривен (237 миллиона долларов). Об этом говорится в июльском письме, которое премьер-министр "незалежной" Владимир Гройсман получил от генерального прокурора Юрий Луценко. Выяснилось, что к концу 2016 года дебиторская задолженность предприятий-поставщиков перед украинским минбороны увеличилась в три раза — на 2,4 миллиардов гривен, достигнув рекордной отметки в 6,1 миллиардов гривен, что составляет 11% годового финансирования. Как пишет Луценко, просроченная задолженность при этом равняется 755 миллионам гривен (29 миллионов долларов). Отдельно отмечается, что концерн "Укроборонпром" должен министерству оборону 1,6 миллиарда гривен (61 миллион долларов).
Как сообщают СМИ, схема, по которой деньги выводились из оборонного бюджета, была довольно простой: оборонным предприятиям выплачивался стопроцентный аванс по контрактам, а заинтересованные лица в министерстве обороны Украины продлевали сроки неисполняемых договоров, чтобы избежать штрафных санкций.
Как такое возможно во времена, когда украинские чиновники уже не раз заявляли, что ведут войну с Россией? "Правда.Ру" обсудила ситуацию с президентом Центра системного анализа и прогнозирования Ростиславом Ищенко.
— Генпрокуратура Украины выявила "колоссальную прореху" в оборонном бюджете страны. Дыра превысила шесть миллиардов. Ходят слухи, что генпрокурора Украины Юрия Луценко собираются снять. Благодаря его стараниям наружу всплыли совсем неприглядные и серые махинации в святая святых — оборонном ведомстве. Кто за это ответит? За откровенное воровство положен по законам военного времени расстрел. Как здесь поступит власть? Снова спустит все на тормозах? Или накажет кого-то?
— По украинскому законодательству — ни при каких обстоятельствах, даже в военное время, смертная казнь не предусмотрена. Так какой же может быть расстрел по законам военного времени?
— У войны свои законы… Но почему сейчас обнародовали эту информацию в СМИ? Почему это озвучил Луценко? Его снимут?
— Порошенко назначал Луценко не для того, чтобы его снимать из-за какой-то дыры в оборонном бюджете. Там игры идут совсем не вокруг этого. Порошенко назначил Луценко генпрокурором для того, чтобы он защищал его интересы. Если Луценко говорит о какой-то дыре в оборонном бюджете — значит, сегодня это выгодно Петру Алексеевичу.
— Почему это ему может быть выгодно сейчас?
— Возможно, он таким образом хочет посадить на крючок своих генералов, потому что сейчас на Украине ситуация сложная, силовой ресурс крайне важен, а его у Порошенко практически нет. Может быть, президент Украины хочет с помощью этого заставить их поделиться теми деньгами, которые они воруют. А там речь идет примерно о 270 миллионах долларов, что в условиях Украины деньги отнюдь не маленькие. Попробуй найди, где еще так много можно украсть.
Возможно, это делается с целью пиара, потому что периодически оппоненты Порошенко дают комментарии в стиле: "Армия не финансируется, но вот государственные структуры этим озаботились, прокуратура вскрыла соответствующее злоупотребление, и теперь за эти преступления кто-то ответит". Не исключаю, что в данной ситуации в качестве конкретных обвиняемых возникнут люди, которые связаны с олигархической оппозицией Порошенко, чтобы показать: это они же и воруют. Но в качестве последствий этого выявления злоупотреблений — ни расстрел по законам военного времени, ни снятие Луценко здесь близко не валялись.
— В материалах о хищениях в минобороны Украины обозначены даже конкретные схемы, каким именно образом осуществляется это тотальное воровство. Почему, когда всё всем известно, это продолжает смело дальше функционировать?
— Это не секрет, что минобороны ворует деньги, об этом говорят последние года, в том числе и оппоненты Порошенко. Приводят конкретные факты. Генпрокуратура контролируется на сегодня Петром Алексеевичем. И Луценко им тоже контролируется. Пока нет оснований считать, что Луценко перешел на другую сторону. Он это может сделать, за ним не заржавеет: Луценко много раз переходил с одной стороны на другую. Но пока оснований нет считать, что он в очередной раз совершил перебежку. Следовательно, если прокуратура контролируется Порошенко, и прокуратура же начинает этот скандал, значит, проблема заключается вот в чем: либо Порошенко необходимо показать, что государственные органы реагируют на сигналы с места, либо ему необходимо заставить генералов активнее делиться украденными деньгами. Порошенко хочет поставить генералов в большую зависимость от себя в преддверии силового решения вопроса о власти на Украине. Думаю, скорее всего сыграют все три варианта в данной ситуации.
То, что в СМИ конкретно описывают схемы, как там деньги разворовывают, — это не секрет. Об этом ежечасно рассказывают, с примерами. Постоянно приходит информация о том, что должно было поступить, но еще не поступило. А если поступило, то сломалось.
Вот недавний пример: на базе советского миномета там сейчас создали аналогичный украинский, который с завидной регулярностью взрывается прямо на позициях, и, естественно, калечит и убивает людей. Понятно, что взрывается он не потому, что диверсанты к нему подкрались, а потому, что его так разрабатывают. Причем, повторяю, это уже готовая конструкция, которая в Советском Союзе служила четыре десятилетия, если не больше. Ее просто переименовали в украинскую, прикрутив два новых болта. Но в результате несоблюдения технологий, в том числе и по качеству металла, эти минометы начали взрываться. Старые работают, а новые взрываются. Понятно, что на всем этом украли деньги. Таких примеров масса.
Воруют постоянно, ответственность друг на друга перебрасывают — и никто не отвечает. Вот если бы Порошенко утром вышел на работу, а его застрелили, это была бы неожиданная новость. А то, что на Украине безнаказанно воруют, — это обыденность.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.