Американские политики имеют долгую и печальную историю поддержки одиозных внешнеполитических движений, претендующих на демократичность. Во время холодной войны случались вещи, о которых явно никому не хочется вспоминать; например, сотрудничество Вашингтона с никарагуанскими контрас и Национальным союзом Йонаса Савимби за независимость Анголы. Последние три десятилетия отчетливо показали, что Штаты не сделали никаких выводов из ошибок прошлого.
Администрация Клинтона в свое время поставила на Армию освобождения Косова, которая как совершала многочисленные военные преступления во время войны, так и продолжила их совершать после отделения от Сербии. Кабинет Джорджа Буша души не чаял в Иракском национальном конгрессе (ИНК). Именно фальшивые сведения ИНК о несуществующем оружии массового поражения Саддама Хусейна американские политики раздули до такой степени, что им до сих пор сходит с рук то злополучное вторжение (хотя все прекрасно знают, что это была ложь).
Есть опасения, что администрация Трампа начинает задумываться о подобной авантюре только уже в Иране. Член комитета по иностранным делам палаты представителей США Тед По утверждает: "По всему миру живут иранцы, бежавшие от диктатуры, в том числе и в Америке. Да и в самом Иране есть граждане, которые не поддерживают тоталитарное государство".
Госсекретарь Тиллерсон говорил, что политика администрации в отношении Ирана все еще "находится в стадии разработки", но Вашингтон обязательно будет работать с "элементами внутри Ирана". Другими словами, в настоящее время официальной политикой США в отношении Ирана является смена режима.
Эта стратегия влечет за собой многочисленные проблемы. Особенно тревожно становится от того, что единственной интенсивной оппозиционной силой внутри и за пределами Ирана является "Моджахедин-э-Халк" — Организация моджахедов иранского народа (ОМИН). Хотя Тиллерсон прямо не упоминал ОМИН, США даже и думать не стоит о поддержке международных террористов. Умеренные реформисты неоднократно отвергали американские объятия, справедливо считая, что такая ассоциация разрушит их внутренний авторитет. Действительно, значительная часть иранских демократов поддержала президента Хасана Роухани, что стало основным фактором его переизбрания в борьбе с политиком-ястребом на выборах 2017 года.
История ОМИН должна заставить любого политика держаться подальше от этой организации. По сути дела, это странный политический культ, построенный вокруг личности Масуда Раджави. "Моджахедин-э-Халк" была организатором многочисленных террористических атак и находилась в официальном списке террористических организаций правительства США до февраля 2012 года. ОМИН была основана в 1965 году левыми иранскими студентами, выступавшими против шахского режима, который был одним из основных стратегических союзников Вашингтона.
Однако Иран не стал социалистическим, а Раджави в пух и прах разругался с аятоллой Хомейни и ушел в подполье. В конце 60-х и на протяжении 70-х годов ХХ века именно эта организация совершала террористические акты, в результате которых гибли американцы, работающие в Иране.
Тем не менее тревожный послужной список ОМИН не смутил американских политиков. Раз теперь им не нравится теократия, то почему бы не сделать террористов друзьями?Консерваторы-"ястребы" много месяцев пытались протолкнуть решение об оправдании этой организации, пока госдепартамент не сделал это почти пять лет назад.
Сторонниками этого были бывшие директора ЦРУ Джеймс Вулси-младший и Портер Госс, а так же экс-министры администрации Буша — Том Ридж и Майкл Мукаси. Член конгресса Дейна Рорабейкер уверенно заявлял, что ОМИН "ищет светское, мирное и демократическое правительство". Кроме того, террористов публично простили бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, экс-спикер палаты представителей Ньют Гингрич и сенатор Джон Маккейн.
Энтузиазм республиканцев с тех пор только увеличивался. Недавно комитет палаты представителей по правам человека пригласил Марьям Раджави на слушания по стратегии победы над ИГИЛ. Решение дать нынешнему лидеру ОМИН платформу для пропаганды совершенно естественно: как мы успели заметить, многие представители политической элиты США являются убежденными сторонниками стратегии изменения режима в Иране. ОМИН готовится та же роль, что и ИНК, подготовившему вторжение в Ирак.
Однако не стоит забывать, что администрация Трампа кардинально отличается от всех предыдущих, и за внешним популизмом, которым президент кормит Капитолийский холм, должна скрываться расчетливость опытного бизнесмена. Создание очередного очага напряженности на Ближнем Востоке — плохая идея, а если учесть, что Иран является союзником России, а также одной из немногих стран региона с действительно сильной армией, Трампу как чумы следует избегать необдуманной политики "ястребов", давно пораженных милитаристским маразмом.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.