28 июля 2017 года верховный суд Пакистана отстранил премьер-министра страны Наваза Шарифа от власти и пожизненно запретил ему заниматься политической деятельностью. Главу правительства уличили в коррупции, против него открывают уголовное дело. Премьер сразу после вердикта подал в отставку.
Означает ли решение верховного суда конец политической карьеры 67-летнего патриарха пакистанского истеблишмента? Скорее всего — да.
Наваз Шариф четырежды занимал пост премьер-министра Пакистана — с ноября 1990-го по настоящее время. А учитывая ключевую роль должности премьера во властной иерархии страны, Шариф определял внешнюю политику страны. Причем довольно искусно: дружил с Китаем, но при этом старался не ссориться с Индией, и с надеждой поглядывал в сторону СНГ, где Азербайджан и Туркмения уже начали закупать пакистанское вооружение.
Примечательно, что верховный суд зарегистрировал дела о коррупции не только в отношении Шарифа, но и против членов его семьи — дочери Мариам и сыновей Хасана и Хуссейна.
Подобное решение не стало сенсацией: еще в апреле 2016 года суд отказался отстранить Шарифа от должности премьера, хотя уже тогда были доказаны факты, согласно которым сыновья и дочь Наваза Шарифа незаконно владели офшорными компаниями в Панаме и на Британских Виргинских островах. Этот скандал стал также известен под названием "панамское досье".
Наваз Шариф умеет держать удар: в его долгой политической карьере уже были тяжелые моменты, когда казалось, что он будет сметен своими противниками.
В апреле 1993 года президент Пакистана Гулам Исхак Хан отправил в отставку правительство Шарифа по обвинению в коррупции, непотизме и убийстве политических оппонентов. Однако всего через полтора месяца верховный суд страны, настроенный в пользу Шарифа, отменил президентский указ. Но тут в ситуацию вмешалась армия, и Шарифу все же пришлось уйти. Однако спустя три года он вернулся, когда его партия победила на парламентских выборах 1996 года.
Именно в период премьерства Шарифа в начале 1998 года в ответ на индийские ядерные испытания на пакистанской территории были успешно проведены первые в истории страны испытания ядерного оружия.
В октябре 1999 года после неудачной попытки Шарифа отправить в отставку командующего армией Первеза Мушаррафа, последний совершил военный переворот и арестовал Шарифа, приговорив его к пожизненному заключению. Позже приговор был заменен высылкой в Саудовскую Аравию.
Долгих восемь лет Шариф провел в изгнании в КСА. В ноябре 2007 года он вернулся на родину для участия в парламентских выборах. На выборах в начале 2008 года партия Шарифа заняла второе место по числу мандатов в Национальную ассамблею. А в июне 2013 года Наваз Шариф в четвертый раз стал премьер-министром Пакистана. И вот кульминация: верховный суд отстранил Шарифа от должности премьер-министра.
Большим успехом пакистанской дипломатии можно считать то, что на саммите ШОС в июне 2017 года в Астане лидеры ее стран-членов подписали решение о приеме Пакистана в эту организацию. Заодно в ряды ШОС приняли и Индию, чтобы сохранить хрупкий геополитический баланс в регионе Южной Азии.
Стоит заметить, что отношения Пакистана и Индии всегда были сложными, главным образом и-за спора вокруг принадлежности региона Кашмир. Обе страны владеют ядерным оружием, что является фактором, сдерживающим Исламабад и Дели от эскалации напряженности.
Параллельно с этим у Исламабада сложились союзнические отношения с Пекином. Военное сотрудничество между Пакистаном и Китаем началось в 1966 году, а стратегический альянс был сформирован в 1972 году. Китай является крупнейшим поставщиком оружия в Пакистан и оказывает Исламабаду помощь в становлении его гражданской ядерной программы.
Еще одно направление внешней политики Наваза Шарифа — расширение военного сотрудничества с республиками бывшего СССР. В частности, министерство обороны Азербайджана ведет с Исламабадом переговоры о приобретении оперативно-тактических ракетных комплексов с дальностью стрельбы до 500 километров.
Туркмения также проявляет интерес к сотрудничеству с Пакистаном в оборонной сфере. В ноябре 2016 года Наваз Шариф посетил с официальным визитом Ашхабад, где договорился с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым о содействии Исламабада в создании вооруженных сил Туркмении. По данным СМИ, внимание Ашхабада привлек боевой самолет ВВС Пакистана JF-17, который является аналогом американского F-16, но при этом стоит в три раза дешевле.
Таким образом, уход Наваза Шарифа с политической арены (пусть даже на какое-то время) создает определенную интригу относительно будущей внутренней и внешней политики Исламабада.
Будет ли его преемник продолжать многовекторную и взвешенную внешнюю политику Шарифа — или же к власти придет политик, который полностью поменяет направление пакистанской дипломатии? А может, Пакистан ждет еще одно пришествие непотопляемого Шарифа?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.