Израиль, обычно занимающий жесткую позицию, на этот раз удивил своей уступчивостью. После протестов руководства Палестинской автономии премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху решил не рисковать и приказал демонтировать металлодетекторы у входа на Храмовую гору. Вместо них там будут установлены видеокамеры с технологией распознавания лиц.
Как известно, Храмовая гора — одна из главных святынь Иерусалима, где на руинах Второго иерусалимского храма стоят мечети Аль-Акса и Куббат ас-Сахра. Металлодетекторы были установлены после убийства 14 июля двух израильских полицейских тремя боевиками-арабами, стрелявшими с территории Храмовой горы. Это вызвало массовые протесты палестинцев, за два дня в столкновениях с силами безопасности Израиля погибли четыре палестинца и несколько десятков получили ранения.
Скорее всего Израиль пошел на уступки палестинцам, так как опасается новой интифады (арабское боевое движение), которая может перевести палестино-израильское противостояние из фазы тлеющего конфликта в стадию горячей войны. Не случайно еще 22 июля лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас сделал резкое заявление с критикой политики Тель-Авива в отношении палестинцев. Он заявил о приостановке любых контактов с Израилем из-за появления металлодетекторов на Храмовой горе.
В программе "Диалоги" ситуацию в регионе палестино-израильского конфликта анализируют обозреватели "Правды.Ру" Айдын Мехтиев и Дмитрий Нерсесов.
— Почему Израиль, который обычно игнорирует протесты палестинцев, на этот раз пошел на уступки? С чем это связано?
— Нынешняя реакция Израиля на протесты мусульман-палестинцев, к которым, кстати, присоединились и христиане-палестинцы, действительно оказалась на редкость мягкой. Израиль проявил небывалую, несвойственную ему покладистость и сразу же поменял свое решение. Хотя, в принципе, палестинцы протестовали не против металлодетекторов как таковых, ведь они никоим образом не нарушают их религиозных чувств, а являются нормальной нормой безопасности.
Палестинцев, скорее, оскорбило то, что Иерусалим перехватил инициативу по установке этих металлодетекторов. Ведь, по мнению жителей Палестины, именно они должны заниматься вопросами безопасности на Храмовой горе. Поэтому и последовала такая жесткая реакция, когда президент государства Палестина Махмуд Аббас заявил о прекращении всех контактов с Израилем. То есть был застопорен весь мирный процесс, который худо-бедно, но все-таки продвигался. Вслед за этим со стороны сектора Газа была выпущена ракета, которая упала, но не взорвалась на израильской территории. При этом израильская система противоракетной обороны "Железный купол" никак не смогла среагировать и не сбила эту ракету.
В этих условиях реакция Иерусалима, который проявил такую небывалую сговорчивость и покладистость и сразу же убрал металлодетекторы, заменив их на "умные" видеокамеры, демонстрирует понимание израильским руководством крайней уязвимости еврейского государства в сложившихся сейчас условиях.
Посмотрите, что происходит вокруг: близкая победа над террористическими организациями, в частности, над самыми серьезными — ИГИЛ и "Джебхат ан-Нусрой" на территории Сирии и в Ираке; создание зон безопасности на юге Сирии, которые израильтяне восприняли как приближение инфраструктуры проиранских сил к израильским границам; силы "Хезболлы" севернее сирийско-израильской границы вышли на сирийско-ливанскую границу, оттеснив террористов и заняв их территории.
То есть общая ситуация в регионе складывается не в пользу Израиля. Он даже заявил о непризнании решений России и Америки по создании демилитаризованных зон — в частности, на юге Сирии, в непосредственной близости от израильских границ. Израиль чувствует себя все более и более уязвимым с внешней стороны.
Если бы сейчас израильтяне не пошли на попятную, а начали бы играть на повышение напряженности, эскалацию, начали бы в ответ на протесты со стороны палестинцев вводить какие-то более жесткие драконовские меры, то, вполне вероятно, ситуация деградировала бы до новой интифады — всеобщего восстания палестинского и арабского населения как в Палестине, так и в Израиле.
Имея огромные внешние угрозы со стороны международных террористических организаций и арабских сил, получить восстание еще и на собственной территории? Это для Израиля совершенно недопустимо. С этой угрозой он не сможет справиться.
— В международной повестке проблема палестино-израильского урегулирования отошла на второй план во многом из-за того, что лакмусовая бумажка сейчас это не Палестина, а Сирия. И горячим стал весь Ближний Восток. Эта уступка Израиля как-то снимет напряженность? Смогут ли в перспективе израильтяне и палестинцы все-таки мирно сосуществовать? Перед лицом внешнего врага Израиль может пойти на уступки арабского мира и всего мирового сообщества, которое уже долгое время требует соблюдать международное право.
— Я думаю, израильтяне не хотят доводить дело до еще большей напряженности. Арабская инициатива, которой уже много лет, сейчас возрождается в качестве основы для палестино-израильского и арабо-израильского урегулирования. Она сводится к формуле "мир в обмен на территории": израильтяне должны признать государство Палестина на территориях, которые пусть и не совсем соответствуют 67 году, но максимально приближены к тем границам.
— Вряд ли, потому что Восточный Иерусалим там признан в качестве столицы Палестинского государства...
— Да, но, во всяком случае, если Израиль признает государство Палестина на этих территориях и прекратит войну, то там частично решатся эти проблемы. Арабы и палестинцы подпишут с ними мирное соглашение и начнут мирно сосуществовать в таком новом статусе. До сих пор все крутится вокруг именно этой формулы решения.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.