"Китай создает цифровую диктатуру" — бьет в набат Московский центр Карнеги. Эксперты этой американской организации убеждены: китайская система тотальной слежки за гражданами несет в себе потенциальную угрозу.
В развернутой статье на сайте центра подробно описывается так называемая система социального кредита, внедряемая в КНР. Ее суть заключается в сборе, хранении и обработке информации о потребительском поведении китайцев, их социальной активности, интересах в Интернете и соцсетях, контактах. На основании всех этих данных каждому гражданину КНР присваивается рейтинг доверия, в соответствии с которым определяется его кредитоспособность, политическая и социальная благонадежность, доступ к работе в тех или иных сферах и многое другое.
При этом почему-то подчеркивается, что подобная система — это китайское изобретение вроде бумаги, пороха или компаса. "Время покажет, превратится ли система социального кредита в невиданную ранее цифровую диктатуру XXI века, всевидящего Большого брата, который неусыпно следит за тобой", — пишет автор статьи.
Что же тут можно отнести к "невиданному"? И с какой стати честь изобретения и внедрения системы тотальной слежки приписывают Поднебесной? Ведь уже ни для кого не секрет, что такая система создана и функционирует в "самой демократической и свободной" стране — Соединенных Штатах Америки.
О ее масштабах впервые поведал на весь мир беглый сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден. Он рассказал, что АНБ собирает от государственных учреждений, частных компаний, банков, владельцев и операторов связи и социальных сетей всю возможную информацию об американцах (и не только о них, но и о гражданах других стран). Сформированные таким образом подробнейшие досье используются абсолютно безотчетно якобы в интересах нацбезопасности.
Так что если китайцы ничего здесь не изобретали, то они, вероятно, что-то улучшили, доработали, приспособили к собственным нуждам. Но слава первой практической реализации мрачного пророчества Джорджа Оруэлла по праву принадлежит англосаксам.
Так же, впрочем, как и сама идея тотального контроля с применением самых передовых технологий. Оруэлл не был китайцем. Он был одной крови с отцами-основателями США. И он выдумал свой мир, оставаясь на англосаксонской почве, которая, казалось бы, буквально пропитана идеалами свободы, демократии и права.
Дело в том, что истинный принцип англосаксонских социально-политических систем заключается не в одних лишь свободе и праве. Изощренный ум жителей островов (Британия и Америка — острова) предусмотрел для них систему сдержек и противовесов. Поскольку свобода несет в себе мощный разрушительный потенциал (посмотрите на историю континентальных государств от Франции до России), она должна сдерживаться максимальным контролем. Единственным ограничителем для него является лишь технологический уровень.
Во времена маккартизма свобода было разгулялась в США, но была жестко остановлена и поставлена в надлежащие рамки. В те годы технологии были допотопными, и их пришлось заимствовать у тоталитарных режимов Евразии.
И вот парадокс: те же методы, что применялись в сталинском СССР, были использованы и в США: доносы, чистки, открытые процессы, травля диссидентов. Но советские грехи припоминают до сих пор, а американские теперь преданы забвению.
В электронных и цифровых технологиях США идут впереди всей планеты, им не было нужды обращаться к чужому опыту, руководствуясь лишь собственным воображением. Поэтому американцы создали самую совершенную, разветвленную систему тотальной слежки в мире. Она аккумулирует информацию о каждом американском гражданине, прослушивает его телефонные разговоры, читает его переписку, оценивает его вкусы и предпочтения, ранжирует его друзей и родственников. В результате она знает о человеке больше, чем он сам о себе.
Именно в США работодатели официально проверяют аккаунты своих сотрудников в соцсетях и имеют право отказывать им в работе, если аккаунта нет, в нем указаны некорректные данные или содержание переписки и список друзей вызывают сомнения.
Более того, эта система уже перешагнула границы США и ведет такую же слежку за людьми по всему миру: благо, столпы интернет-индустрии прописаны в Америке.
О подобном любой диктатор может лишь мечтать. Никакие сталины, гитлеры и мао цзэдуны не располагали ничем похожим. А сильнейшая "демократия" в мире — располагает. И очень не хочет, чтобы аналогичный потенциал оказался в чьих-либо еще руках.
Посмотрите, какая истерика раздута вокруг мифического вмешательства российских хакеров в президентские выборы в США! Вряд ли приходится сомневаться в том, что цель этой фантастической по своей вздорности кампании — создание систем "противодействия" России в Интернете, а по сути — такой же тотальной слежки за россиянами.
Отнюдь не случайно намерение президентов Путина и Трампа создать совместную группу по борьбе с киберугрозами вызвало столь сильную критику в Америке: ведь это грозит помешать планам американских спецслужб.
И также неслучайно появление статьи с предупреждением о грядущей китайской цифровой диктатуре, сулящей большие проблемы гражданам Поднебесной. На самом деле их судьба нисколько не волнует Америку. Ей просто обидно, что за китайцами будут следить не аналитики АНБ США, а китайские товарищи, поскольку китайская система закроет для американцев китайское интернет-пространство.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.