Запутанность отношений внутри альянсов и просчеты в военной стратегии могут привести к трагическим последствиям. Первая мировая война показала, как позорно могут рушиться многолетние альянсы, сталкивая в пучину хаоса одно государство за другим, словно выстроенные в ряд фишки домино. Именно это вспоминается при взгляде на сегодняшнюю Сирию.
20 июня американский истребитель сбил сирийский бомбардировщик, что стало уже вторым по счету актом открытой агрессии США. В течение последующих нескольких часов Москва объявила, что российские силы будут сбивать любые американские или коалиционные самолеты, нарушившие воздушную границу к западу от Евфрата. В Пентагоне вскоре ответили приказом стрелять на поражение в кого угодно в случае угрозы безопасности.
В это время другой союзник Асада — Иран — шаг за шагом увеличивал свое военное присутствие в Сирии, кульминацией которого стал ракетный удар по боевикам ИГИЛ, названный ответом на теракты в Тегеране. Представьте, что может произойти, если США и дальше будут дразнить персов, сбивая их беспилотники и бомбя шиитскую милицию.
Так неужели фишки уже начали заваливать друг друга, или все же еще есть темы для диалога? Вполне вероятно, что заявления из Москвы были приняты с некоторым скептицизмом: МИД России заявил, что канал связи, используемый для координации действий с Пентагоном, отныне закрыт, однако последние сообщения указывают на то, что горячая линия все еще доступна. Быть может, угрозы американцам являются лишь дипломатической игрой, а не реальной эскалацией конфликта?
Возможно, что те события лишь слегка поколебали фишки, но это не значит, что не случился эффект домино. Военное вмешательство Соединенных Штатов в Сирии — это действительно опасная игра, создающая реальный риск столкновения с Россией и ее союзниками.
Упорство Белого дома в этой ситуации особенно непонятно, если учесть, что у США в Сирии нет жизненно важных интересов. "Война в Сирии — это чудовищная битва, но это не делает ее нашей битвой. Что мы получим от бомбардировок пустыни — помимо еще большего госдолга и возможного долгосрочного конфликта?",говорил Трамп еще четыре года назад. Так куда же улетучилась эта проницательность, когда его избрали главой страны?
Помимо того что военное вмешательство США в сирийский конфликт не имеет под собой юридических санкций, оно также не может считаться защитным, и поэтому принципиально неприемлемо. Как добавил Трамп в 2013 году, конституция требует, чтобы конгресс объявлял войну перед любыми военными действиями США, но кажется, что это правило давно забыто поборниками безрассудной внешней политики.
В 2001 и 2002 года Америка получала мандат на вмешательство, а президент — разрешения на использование ВС США, однако действие этих устаревших документов не может быть растянуто до сегодняшнего дня даже самым искусным юристом. Тогда ИГИЛ попросту не существовало, а Сирия еще не была охвачена гражданской войной.
Единственным реальным результатом военного вмешательства стали страдания мирных жителей. Правда заключается в полном отсутствии гарантий того, что американские военные ускорят путь Сирии к безопасности и миру. Очевидно, что в Ираке и Ливии подобные действия лишь усугубляли страдания граждан. Если Сирия станет театром войны между Соединенными Штатами и Россией, то обе ядерные державы с огромной военной мощью могут уничтожить регион, даже не заметив этого.
Сирийское правительство и его российские союзники не перестанут покачивать фишки домино, потому что это партия играется на их территории. В отличие от США этим странам действительно важно прекращение конфликта. Любая провокация может привести к глобальному взрыву, и тогда фишки начнут сшибать друг друга. Разумный курс состоит в том, чтобы перестать проверять нервы русских на прочность и прекратить эту бесполезную и опасную конфронтацию, в ходе которой можно не просто ничего не выиграть, но и все потерять.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.