В этом году 150 лет исполняется Канаде — стране, не омраченной ни рабством, ни войнами, ни переворотами. Пушки здесь тоже гремели, но редко, и задолго до того, как канадские территории объединились в конфедерацию в 1867 году. Другой положительной чертой этой страны является социальное равенство, которое позволяет почти 70% канадцев причислять себя к среднему классу и не бояться ни завтрашнего, ни послезавтрашнего дня.
В нынешнем году Канада в очередной раз вышла на первое место по качеству жизни. Согласно рейтингу BAV Consulting и US News & World Report, она также заняла первое место в номинации "Лучший рынок труда".
Кроме того, в прошлом году Канада, население которой составляет 36 миллионов человек, приняла более 320 тысяч мигрантов: это самый высокий показатель за последние 10 лет. В период с июля 2015 года до июля 2016-го практически все мигранты получили либо статус беженцев, либо вид на жительство, который через пять лет дает право на получение гражданства.
Основателем такого порядка вещей в Канаде считается Пьер Элиот Трюдо, премьер-министр страны в 1968–1979-м и 1980-1984 годах. Трюдо перенес центр законодательной власти из британского парламента в палату общин в Оттаве, сделав Канаду полностью независимой от бывшей метрополии.
Одной из главных политических реформ Трюдо стало равноправие английского и французского языков на всей территории Канады. В годы его правления в стране была введена прогрессивная шкала налогообложения, освобождены от налогов малоимущие, повышены пенсии и пособия по безработице. Вектор развития страны можно было выразить советским лозунгом: "Все во имя человека, все для блага человека".
Большинство жителей семимиллионого Квебека — франкофоны. Англоговорящие канадцы проживают главным образом в Монреале и на границе с провинцией Онтарио. Было время, когда Восточная Канада была преимущественно французской. Французов теснили англичане.
Но в 1960-х годах началось вытеснение англоязычного населения Монреаля. Настоящий кризис разразился на рубеже 1970-х благодаря радикальной группировке "Фронт освобождения Квебека" (FLQ). Однако Канада оставалась Канадой даже в этот турбулентный период, пожар был быстро потушен, активистов FLQ переловили.
Революция FLQ приняла политические формы, когда борьбу за независимость продолжила Квебекская партия (PQ). В 1976 году она победила на выборах в парламент провинции и провозгласила курс на выход из Канады. В 1980 году сепаратисты провели и проиграли первый референдум, 60% жителей провинции высказалось за единую страну.
В 1994 году партия PQ снова завоевала парламентское большинство в Национальной ассамблее Квебека и начала подготовку к новому референдуму о независимости, назначенному на 31 октября 1995 года.
Главным политическим игроком с канадской стороны был действующий на тот момент премьер-министр страны Жан Кретьен, лидер Либеральной партии. Сепаратистскую сторону представляли премьер провинции Квебек Жак Паризо и лидер Квебекского блока (BQ) федерального парламента Люсьен Бушар.
Пропаганда независимости велась по нескольким каналам квебекского телевидения и со страниц газеты Le Journal de Montréal. Центральные каналы телевидения агитировали за единую Канаду, по всей стране организовывались митинги, шла агитация в Интернете. Сторону единой страны также заняла федерация коренных народов Канады, объединяющая индейские племена.
Квебек погружался в опасный территориальный кризис. Но сепаратисты проиграли референдум с критическим счетом 49%-51%. С этой светлой минуты прошло больше 20 лет, однако идея независимости Квебека по-прежнему жива.
Возможно ли в глобальном мире отгородиться от вызовов, особенно тех, которые продиктованы дурными намерениями? 22 октября 2014 у стен парламента Канады прогремел первый в истории страны исламский теракт. Другим преступлением на почве религиозной ненависти стала террористическая атака в мечети города Квебек-Сити 30 января 2017 года. Угроза религиозного экстремизма нависает и над этой страной, за последние десятилетия распахнувшей свои двери перед сотнями тысяч мусульман.
За несколько дней до теракта в Оттаве в канадской газете The Globe and Mail была опубликована статья "Полумеры в войне с ИГИЛ только ухудшат положение" Роберта Р. Фаулера. Вот, что он писал: "Мы утратили способность вести долгую игру. Ни избиратели, ни власти в Канаде или где-либо на Западе не в состоянии осознать необходимость активных действий где-то вдалеке от своей страны, цель которых — победа над враждебной нам идеологией". Видимо, канадский дипломат прав.
Арабов и других мусульман в Канаде никогда не станет меньше. При этом канадские мусульмане, как бы не была велика их община, остаются здесь меньшинством, и терять этот ценный статус-кво они не намерены, потому что любые меньшинства в Канаде положено оберегать и защищать от дискриминации, даже если дискриминации нет.
Сегодня премьер-министром Канады является Джастин Трюдо, сын легендарного Пьера Трюдо и глава Либеральной партии. Принимая бразды правления страной, 42-летний Трюдо сказал: "Во всех концах нашей прекрасной страны канадцы высказались предельно ясно. Время перемен, друзья мои. Реальных перемен".
Трюдо ошибался. В том-то и дело, что никаких ощутимых перемен в Канаде не произойдет. Время здесь течет медленно, как кленовый сироп, а мир и покой этого постиндустриального хутора можно продавать на экспорт, как полезные ископаемые.
Если в качестве рабочей гипотезы принять тезис "социализм — светлое будущее всего человечества", то на этом массивном участке суши будущее уже наступило.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.