Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в его стране "зашевелилась пятая колонна". Судя по всему, он имел в виду волну протестов против так называемого "налога на тунеядцев", которая прокатилась по белорусским городам. По словам Лукашенко, беспорядки были организованы при прямой поддержке со стороны "западных организаций", которым нужны "кровь и мордобой". Насколько серьезна "майданная угроза" для Минска и удастся ли Белоруссии избежать украинского сценария?
То, что Запад был бы очень рад дестабилизации ситуации в Белоруссии, абсолютно очевидно. И тут господин Лукашенко совершенно прав. Кровь и мордобой, цветная революция в Минске — это желанная цель для очень многих.
Причины лежат на поверхности. Во-первых, Запад не скрывает своего горячего стремления максимально ослабить Россию. И диверсия в Белоруссии — одно из наиболее эффективных средств добиться этого. Лишить Москву стратегического союзника на западном направлении, развалить российско-белорусский союз, поссорить два братских народа, — что может быть желаннее для тех, кто видит в нашей стране источник всех бед и угроз?
При этом для всех очевидно, что возникновение проблем в соседней Белоруссии обязательно вызовет ответную реакцию в Москве. Мы просто вынуждены будем принять все необходимые меры для обеспечения собственной стабильности и безопасности. Это тем более важно, что между Россией и Белоруссией нет никаких границ. Кроме того, следует учитывать и значение Белоруссии для обороны России: его действительно невозможно переоценить.
В этих условиях дестабилизация братской республики станет грубой провокацией против России. Задача тут будет состоять в том, чтобы вынудить Москву к ответным шагам, которые Запад в ту же минуту объявит "российской агрессией". Кстати, небылицы о якобы существующем плане ввода российских войск в Белоруссию уже распространялись соответствующими СМИ. Это значит, что подготовка провокации уже исподволь ведется.
Если она удастся, у НАТО появится более чем оправданный повод для дальнейшего наращивания своего военного присутствия на восточных рубежах альянса. Вряд ли можно сомневаться, что соседствующие с Белоруссией Польша и прибалтийские республики с восторгом предоставят свою территорию для размещения любых новых вооружения и частей — лишь бы они были направлены против России.
В то же время инициирование цветной революции в Минске выглядит весьма желательным для Запада и в контексте развития ситуации на Украине. Сегодня становится ясно, что там эскалация достигла предела, за которым вероятна вспышка новой, еще более разрушительной войны между киевскими властями и фашиствующими националистами, с одной стороны, и самопровозглашенными республиками Донбасса, с другой. Но не менее заметна и явная усталость западного общества от украинской темы. Все это требует "смены декораций", некоторого "обновления сюжета". И белорусская революция становится идеальным "сценарным ходом".
Он позволит "освежить" образ "благородных борцов за независимость", противостоящих "ужасной путинской России": образ этот сильно померк из-за непреодолимой склонности упомянутых "борцов" к откровенному воровству и фашистским методам ведения дел. Появление новых, белорусских персонажей, так же мечтающих получить революционную власть и соответствующие возможности передела собственности и разворовывания западных грантов "на свободу", наверняка привлечет внимание западной публики. А заодно и отвлечет его от все более острого кризиса в самом западном мире. Раздуть на востоке Европы пожар, в котором будет гореть теперь уже и Белоруссия, чтобы сами европейцы не замечали ни развала Евросоюза, ни бесчинств миллионов мигрантов, ни нарастания конфликтов на Балканах: это ли не "гениальный" план, вполне в духе многих западных стратегов!
Одним словом, для Запада цветная революция в Минске может принести множество выгод, и совершенно не удивительно, что Запад пытается воспользоваться любыми возможностями для достижения своих целей.
Это понятно. Но это же было понятно уже давно. И невозможно предположить, что в самом Минске этого не знали или не замечали. Почему же допустили ситуацию до нынешнего состояния, когда сам президент вынужден выступать с резкими заявлениями?
Думается, что главная причина — в двойственной политике, которую до сих пор проводил Минск, в балансировании между Россией и Западом, которое стало чуть ли не "фирменным стилем" Александра Лукашенко.
Спору нет, подобная политика балансирования способна приносить выгоды. Но только до определенного предела. Основное условие ее эффективности — предсказуемость и достаточная уравновешенность в отношениях между центрами силы, в данном случае между РФ и ЕС, РФ и Западом в целом. Покуда эти отношения не выходят за рамки взаимопонимания и взаимоуважения, балансирование между ними продуктивно.
Но в настоящее время характер отношений по линии Россия — Запад вышли за эти рамки. Запад и, в частности, ЕС и НАТО не желают больше видеть Россию в качестве равноправного партнера, с которым ведется постоянный диалог и мнения и интересы которого учитываются. Сегодня Запад провозгласил лозунг "сдерживания России", и в соответствии с этим меняется статус Белоруссии: из ловкого игрока она превращается в инструмент такого сдерживания.
Видимо, белорусские стратеги пропустили момент изменения качества отношений между центрами силы, на противоречиях которых Минск привык играть. Там продолжали вести прежнюю игру: предоставили безвизовый въезд для граждан 50 государств, невзирая на озабоченности Москвы по поводу погранконтроля на фактически не существующей российско-белорусской границе; реанимировали споры вокруг того, "кто кому больше должен", и т. п.
Непосредственным результатом этой ошибки как раз и стали события, которые президент Лукашенко охарактеризовал как пробуждение "пятой колонны" под управлением "спецслужб определенных государств". Это реальная угроза, и справиться с ней в рамках старой, изжившей себя политики балансирования вряд ли возможно. Пора делать твердый выбор.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.