Что осталась незамеченным в ходе визита Владимира Путина в Индию? Не испортили ли "вечную дружбу" российско-пакистанские учения и продажа Пакистану военных вертолетов, а с другой стороны — крен индийского лидера Моди на дружбу с Обамой? Доверяет ли Запад Моди? Можно ли говорить о сложившемся триумвирате России, Китая и Индии, который обеспечит в мире равновесие с Западом? Каково политическое значение саммита БРИКС — блок умирает или будет развиваться? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал индолог Сергей Троицкий.
— Каковы итоги визита президента Путина в Индию и саммита БРИКС, который там состоялся? Все-таки жив БРИКС или умер, на ваш взгляд?
— Жив и жить будет. Но в каком составе — неизвестно. Потому что многое изменилось. Ведь последний саммит был летом прошлого года в Уфе. Сейчас были те же страны, но не все те же самые действующие лица. Президент Бразилии был другой, потом наши западные "партнеры" там устроили заварушку, Дилму Русеф обвинили в том, что она брала кредиты в частных банках и докладывала в бюджет.
Кредиты были возвратные, брались для того, чтобы поддержать малоимущие слои населения. То есть никакой коррупции не было, но как бы нарушение бюджетного законодательства. И на этом основании парламент (понятно, что людей, возможно, стимулировали) проголосовал за импичмент, чтобы ее удалить с поста президента. А вице-президент там более лояльный к Западу, к нашему заокеанскому "партнеру". Поэтому на этом саммите БРИКС его как-то особо и не видно было, но он все равно поехал. Потому что выпадать тоже не очень хорошо.
Надо напомнить, что БРИКС не имеет формального статуса международной организации, потому что устава у него нет, нет документов учреждающих, ничего нет. Это просто как бы площадка для встреч лидеров сначала четырех стран, потом Южная Африка присоединилась. Ну, и все шло хорошо, но вот падение нефтяных цен привело к тому, что у нас экономика упала.
А в Бразилии ситуация еще хуже. БРИКС-то — это развивающиеся страны, экономика которых идет наверх. А тут спад тоже. И в Южно-Африканской Республике спад, хотя чуть поменьше. Там с декабря прошлого года идут волнения студентов по поводу бесплатного обучения и бедных людей. Президент Южной Африки даже сомневался, стоит ему покидать страну, потому что ситуация сейчас очень сложная. Но все-таки приехал, молодец.
Хотя страна, в общем-то, богатая, прежде всего, горнорудными ископаемыми, и сельское хозяйств раньше было нормальное. Потенциально это одна из богатейших стран мира, там масса ресурсов — и золото, и платина. Одно время даже нам предложили создать платиновый БРИКС, потому что платина — Южная Африка и Россия. Но почему-то дело не пошло, видимо, тут не поддержали.
Дальше — Китай, конечно, нормальный. Но тот Китай, который мы знали, который до десяти процентов давал рост, уже в прошлом. За последний год — 6,9 процента. Это, конечно, тоже много, и понятно, что по мере роста сохранять динамику все сложнее, а при достижении соответствующего уровня развития — уже просто невозможно. Тем не менее, там идет такое затухание.
Не дай Бог, для китайцев, если обвалится американская и западноевропейская экономика, которые являются основными покупателями. Китайская экономика во многом построена на экспорте, хотя есть огромный внутренний рынок. Они с ним сейчас активно работают, но это дело сложное.
Так что если рухнет их экспорт, то Китай тоже опускается. Единственная страна, которая увеличила темпы роста, — это Индия. Она дала за прошедший год примерно восемь процентов, то есть уже больше чем Китай, теряющий темпы.
— Почему Индия растет, когда все падают?
— Никто толком объяснения не дает. Я думаю, там есть экономические основания и политические причины тоже. Сейчас там у власти — такие националисты-индуисты. Они прокапиталистические и всегда были против СССР, потому что тут были коммунисты, но жизнь заставляет дружить все равно хоть с Советским Союзом, хоть с Россией.
Многие из них до сих пор ругают так называемый "социализм Неру". Но им молиться надо на Неру, потому что Неру закрыл индийские рынки для иностранного капитала. Индия развивалась медленно, но на собственной основе. Благодаря этому индийская буржуазия стала крупной, окрепла, появились новые технологии, там очень сильно развиты IT-технологии.
Когда стало возможно, Индия стала потихонечку открываться, вступила в ВТО, и сейчас там положение намного лучше, чем раньше. Она тоже экспортирует что-то, но она не так зависит от экспорта, как Китай. Главное, что там огромный внутренний рынок. И это все позволяет вкладывать в развитие производства инвестиции своих же капиталистов.
Поэтому мое мнение такое, что развитие идет благодаря огромному внутреннему рынку. Вообще, для того, чтобы страна была самодостаточная, развивалась, необходимо и достаточно 300 миллионов человек. У нас не хватает ровно половины.
— А там почти миллиард триста человек населения.
— Да, потребителей. Продавать же нужно — капитализм, продавать товар надо. А страна молодая — больше половины населения до 25 лет, потребителей очень много, товары выпускаются и покупаются…
— Чем примечателен этот саммит БРИКС?
— Бразильский и южноафриканский президенты помалкивали, чтобы чем-нибудь не раздражать западного хозяина. Ну, декларацию подписали такую расплывчатую. Но в ней отмечено, что в Сирии нужно мирное урегулирование, формулировки не чисто наши, но очень близки к нашим позициям. Ясно сказано о необходимости борьбы против международного терроризма.
Недавно в Индии был просто военный психоз — разбомбить Пакистан и т.д. А за Пакистаном стоит Китай с ядерным оружием. И экономика Китая в два с половиной раза больше, чем экономика Индии. Моди хотел включить в декларацию, что Пакистан является mother of terrorism, то есть, по-русски, "логово терроризма". Не прошло. Китай был против, а мы заняли нейтральную позицию. Другим — вообще до фонаря. И поэтому формулировка такая — против международного терроризма.
Важно также, что осуждаются односторонние военные интервенции, нужно соблюдать международное право и действовать в рамках устава Организации Объединенных Наций. Политическая часть декларации достаточно короткая и расплывчатая, но правильная. Там наши интересы учтены полностью, как учтены интересы и других стран, которые в БРИКС участвуют.
— Россия разворачивается на Восток?
- Сейчас вместо односторонней повернутости на Запад, произошло выравнивание. И мы сейчас там, где можно. С Западом, пожалуйста, мы готовы. Но так как Восток нас не облагает никакими санкциями, значит, просто мы развернулись туда, где можно торговать, всячески сотрудничать и т.д.
Это лучше, чем односторонняя зависимость. Когда санкции ввели — по нам это ударило, потому что мы были слишком завязаны на западную сторону. А когда все сбалансировано, то нормально. Разворота на Восток не произошло, а произошло нормальное выравнивание, многовекторность. Кроме Востока, ведь есть еще и Юг, Африка… Нам нужно разворачиваться во все стороны.
Беседовала Любовь Люлько
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.