Доцент кафедры философии МГИМО, кандидат социологических наук Николай Литвак рассказал в прямом эфире Pravda.Ru о своем видении Франции на международной арене. Ученый и дипломат занимается Францией и ее бывшими колониями 30 лет и накопил солидный багаж знаний о стране и конкретных людях, представляющих ее в международной жизни.
Николаю Литваку присуще и искусство парадокса. Он утверждает, что Франция уже давно живет при коммунизме, но со скепсисом относится к весьма немалому военному, в том числе ядерному, потенциалу этой страны. Его подход к проблемам, с которыми столкнулся Париж, резок и нетривиален, а заключения едки и остроумны.
— Как бы вы оцените взаимоотношения между Россией и Францией сейчас? Куда они движутся?
— Мы были союзниками во Второй мировой войне, но в последнее время наши отношения сильно испортились. С другой стороны, все-таки есть надежда, что отношения между нашими странами меняются. Франция страдает от того, что осталась почти что в одиночестве в большом международном оркестре. Пусть она и находится сегодня в европейском сообществе, но Европейская комиссия пытается все страны разделить на маленькие регионы, чтобы властвовать.
У НАТО есть патрон, который всем управляет, мы об этом тоже знаем. Поэтому, я думаю, что для Франции настоящее сотрудничество, кооперация с Россией были бы хорошей поддержкой и опорой. Россия тоже хотела бы иметь важного партнера в лице Франции. Тем более, что люди ссорятся, но наши исследователи достаточно близки к французам, когда я вижу французских коллег на конгрессах, проблем не возникает.
Очень странный курьез — история с санкциями, в которых Франция участвует. Советский Союз пал после информационной войны, которая была выиграна благодаря развитию человеческих отношений. Музыка, прежде всего американская, американские фильмы так повлияли на российскую молодежь, что как только правители объявили о роспуске СССР, никто не пришел, никто не встал на защиту Советского Союза.
Сегодня Запад в целом, и в частности французы, как-то иначе поступают. Вместо того, чтобы развивать отношения человеческие, экономические, культурные, чтобы показать, что Запад не враг, что проблемы существуют между правителями, и это нормально, так вот нет — вместо этого Запад прерывает экономические отношения, что влечет за собой безработицу, экономические потери. Образ, имидж Франции от этого страдает так же, как и имидж других стран. На мой взгляд, это алогично для французов, хотя они любят логику и хорошо ее преподают. Я думаю, что это политический подход, но не человеческий, не научный метод.
— Вы упрекаете французов в лицемерии?
— Лицемерие — слишком сильное слово в этой ситуации. Французские дипломаты хорошо образованы, они профессионалы и отдают себе отчет в том, что происходит. С другой стороны, когда люди служат государству, они обязаны следовать указаниям. Я не считаю, что дипломаты в чем-то виноваты. Они ни в чем не виноваты. Виноват французский президент. Потому что французская администрация имеет соответствующие отделы, занимающиеся иностранными отношениями, и оттуда идут распоряжения.
И они в контакте с министрами организуют повестку дня, они издают указания, которые дипломаты обязаны исполнять. Единственное, что можно сделать — это подать в отставку. Дипломаты старшего поколения, которые сейчас покидают свои посты и уходят в отставку, поняли ситуацию после нескольких лет работы.
Сейчас в институтах международных отношений уже преподается дисциплина, как организовать и вызвать государственный переворот в какой-либо стране. Дипломаты с молодых ногтей учатся тому, как сделать переворот. И получается, что дипломат сейчас — это вовсе не тот, кто законными методами собирает информацию и анализирует ее для своего правящего класса. Теперь получается, что дипломат тот, кто пытается свергнуть правительство страны пребывания, оказать влияние на народы.
— Вы автор книги "Информационные процессы современной Франции". Что заставило вас "взяться за перо"?
— Это книга не о Франции, а о дипломатии. Она издана МГИМО. Естественно, французский случай был основным, базисным в этом исследовании. До этого я написал несколько других книг по проблемам информационного общества в широком понимании этого слова. В последней книге я описал появление французского государства, его дипломатического аппарата в конце Средневековья, а также и то, что происходит сегодня на Ке-д'Орсе — в МИД Франции.
— Вы разоблачили секреты французской дипломатии?
— Академические исследования касаются только открытых процессов, а не тайн.
— Очень жалко…
— Жалко, но я бы не хотел вырывать хлеб из рук моих коллег. Я пробую найти некоторые тенденции и заглянуть в будущее дипломатической деятельности. Надеюсь, что российские дипломаты найдут в этой книге некоторые детали, темы, о которых стоит все же подумать.
— Существует ли вообще серьезная французская дипломатия сегодня?
— Да, она существует, конечно. Французский язык во многом повлиял на международную дипломатию. Но сегодня французская дипломатия следует за американской дипломатией. Очень жаль, что так происходит. Помимо этого, есть объективные факторы — не только воля французских управителей и французского министра иностранных дел, но и международная реальность, которая довлеет над решениями, принятыми дипломатами и политиками.
Французские дипломаты — очень умные люди и очень хорошо образованы. Многие маститые и хорошо обученные дипломаты после выхода в отставку выражают свою горечь по поводу тех решений, которые принимают политические правители, а они вынуждены их выполнять. В своей книге я описываю это, случаи в арабских странах и многие другие темы, в том числе поделился некоторыми своими соображениями по поводу Франции и России.
Французские дипломаты отдают себе отчет в том, какова реальность. Например, в том, что Саддам Хусейн, конечно, не имел химического оружия. Но говорили, что да, поэтому Ирак бомбили и потом президента Хусейна убили. Покинув действительную службу, французский посол говорит: мы знали о том, что действительно не было у него этого оружия. Поэтому очень трудно понять, что в голове у французских дипломатов. Хотя они понимают, что реальность не та, какую они обязаны представлять в масс-медиа, потому что получают дипломатические телеграммы от Ке-д'Орсе.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.