Дональд Трамп назвал катастрофической операцию по освобождению иракского Мосула от боевиков "Исламского государства" (организация запрещена в России). Что происходит вокруг Мосула? Не является ли эта операция не только борьбой с ИГИЛ, но и планом по переброске как можно большего количества террористов в Сирию?
Какие выводы надо сделать в этой ситуации российскому руководству? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал Антон Мардасов, военный эксперт Института инновационного развития, начальник отдела исследований ближневосточных конфликтов и вооруженных сил региона.
— Мосул уже почти два с половиной года находится под властью ИГИЛ. Для чего американцам перед самыми выборами понадобилось организовывать взятие города?
— Как раз вся операция и запущена с целью дать очки Хилари Клинтон, это уже не оставляет сомнений. В частности, освобожденная в июле база Айка-Яра в 70 километрах на юге от Мосула должна была превратиться в логистический центр. Но сами американцы отмечали, что им это сделать по уму не удалось, поскольку после "Исламского государства" она была очень сильно разбита.
Это должен был быть второй логистический центр для наступления всей группировки. Первый был организован еще в 2015 году в Махмуре, городе иракского Курдистана. С севера и с северо-востока должна была действовать курдская Пешмерга и другие силы, которые также борются с "Исламским государством". То есть операция, в принципе, была запущена наспех.
Расчет американцев действительно строился на том, что они смогут дойти до центра Мосула. Даже сейчас такая возможность сохраняется, как бы фантастично это ни звучало. Центральная площадь в любом городе используется ИГИЛ для шариатского суда. Поэтому там можно сделать селфи и объявить о том, что город освобожден.
Так уже было в городах Фаллуджа, Тикрит и Рамади, когда операция признавалась успешной, а по факту еще несколько месяцев там шли бои. "Исламское государство" продемонстрировало просто блестящую тактику, и сами американские военные признают, что это нужно заносить в учебники.
Все аналитики, в том числе наш Генштаб, ожидали боевиков ИГИЛ в Сирии, но делать "Исламскому государству" там было абсолютно нечего. Потому что если бы они ушли в Сирию, это была бы ловушка. Из Сирии им уже никуда не выйти абсолютно.
А из Ирака можно идти куда угодно, например, в Саудовскую Аравию, где число сторонников ИГИЛ довольно-таки большое. Поэтому они не только сконцентрировались на обороне города, к которой готовились эти два года, рыли окопы, заполняли их маслом, которое поджигается с целью затруднить движение и нанесение ударов, тоннели подземные рыли.
Они сколотили разрозненный состав группировок, очень мелкие группы по 30-40 человек, которых десятки, если не сотни. Поэтому боевики терзали и трепали всех наступающих. В первый день наступления, 17 октября, они запустили 14 шахид-мобилей, их передвижение снайперы прикрывали огнем. Автомобиль доезжает до позиций противника и подрывается, тем самым взламывая переднюю линию и внося сумятицу. "Исламское государство" вообще шахид-мобили и смертников применяет просто виртуозно.
В частности, когда сирийская группировка шла на Ракку, ИГИЛ была проведена имитация атаки с правого фланга, в тоже время слева вклинились несколько смертников и подорвали себя, тем самым они деморализовали противника. То же самое в Ираке: 80 иракских бойцов было выбито в первый же день, и другие силы были сильно потрепаны и понесли большие потери. На этом они не остановились и так же имитировали атаку на Ашаху — базу, где Турция готовит суннитов…
— Так называемое суннитское ополчение?
— Да, но в основном это иракские туркмены. Кстати, Турция вообще сейчас активно выступает как защитник суннитов и гарант недопущения этнических чисток. Эрдоган, несмотря на все свои выходки, очень мудрый политик. И в целях строительства Великой Турции он совершает и очень мудрые действия. А Мосул изначально был многоконфессиональным городом, основу там составляют некоторые племена.
Но именно в Мосуле базировалось баасистское подполье. И халифат был провозглашен именно из-за того, что одиозные джихадисты, после взятия города в 2014 году, объединились с бывшими баасистами. И в дальнейшем ИГИЛ стала демонстрировать большие успехи.
Сейчас вообще очень плохая ситуация в этих провинциях Ирака, и есть такая реальность, что, даже если вдруг коалиция по счастливой случайности дойдет до центра Мосула, то потом боевиков ИГИЛ придется ловить по всем другим городам, где они появляются, как грибы. Когда "Исламское государство" брало эти города, там было просто народное гуляние.
— Если население не поддерживает это наступление коалиции, то его перспективы просто нулевые. На что же рассчитывало окружение Клинтон, организуя операцию?
— Им был важен уже сам факт проведения операции. Американские военные говорят, что они сейчас должны наступление на Ракку запустить. Это в целях политработы делается, самое главное — показать, что начался процесс. Клинтон уже и так хорошо — она от Трампа по опросам отрывается. Все может быть не очень гладко, но тем не менее, сам факт проведения операции и те успехи, которые подаются западными СМИ, в принципе, могут сыграть неплохую роль на выборах.
— В ближайшей перспективе там, наверное, не будет мира?
— Пока нет. Начиная с 8 ноября можно смело посмотреть сводки из Ирака и Сирии, и тогда мы увидим, чем это дело закончилось. Американцы там сейчас находятся со всех сторон. Там их артиллерия сосредоточена, есть инструкторы и подразделения спецназа. И европейский спецназ сейчас в Киркук вошел. В этом же районе действует курдская Пешмерга, есть турецкий спецназ, в шиитском ополчении есть иранский спецназ. Если они все-таки вступят в городскую черту и там завязнут, то не факт, что они оттуда опять не отойдут назад.
Беседовала Любовь Люлько
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.