Президентом Эстонии с шестой попытки неожиданно избрана аудитор из Люксембурга Керсти Кальюлайд, которую сделали политиком за пять дней. Проамериканский ставленник, бывший посол Эстонии в Вашингтоне Марин Кальюранд осталась не у дел. У Соединенных Штатов появились трудности с победой своих кадров? Неужели русофобии в Прибалтике приходит конец?
Не секрет, что Эстония давно попала под внешнее управление Вашингтона. Достаточно вспомнить согласие эстонской делегации на вступление в НАТО, которое было оформлено в парламенте задним числом. Выборы президента, призванного быть пропагандистским рупором Белого дома, обещали выбор фигуры, аналогичной предыдущему лидеру — Тоомасу Хендрику Ильвесу, экс-американскому гражданину и ярому русофобу. Однако парламент не выбрал Марин Кальюранд и передал процедуру в коллегию выборщиков (парламентарии плюс представители местных властей страны), но и там 24 сентября не пришли к консенсусу.
Вашингтон был в шоке и сделал выговор. Посол США в Эстонии Джеймс Мелвилл заявил, что "очень разочарован" результатами президентских выборов, которые закончились ничем. "Я каждый день убеждаюсь в том, что здесь в Эстонии все работает не так, как это происходит в США. У вас так много кандидатов и такой маленький электорат, который решает этот вопрос! Народные пристрастия никак не смогли повлиять на принятие решения. У вас слишком много партий и, чтобы быть избранным при такой системе, необходимо проделать очень серьезную работу. Я разочарован тем, что выборщики не смогли избрать президента Эстонии", — сообщил дипломат эстонскому изданию Postimees.
Выборы вернулись в парламент, и там за пять дней нашли еврочиннвницу, которая последние 12 лет проработала в Брюсселе на должности аудитора Счетной палаты ЕС от Эстонии, а проживала в Люксембурге.
"Было ясно, что вне зависимости от того, кто станет этим кандидатом, его моральный капитал для вступления в эту должность довольно скуден" — написала Кальюлайд в открытом письме избирателям, распространенном через СМИ. — Запасной президент. Фарфоровая статуэтка на каминной полке". Это здравая оценка своей позиции, но у нее уже есть план — строить "этическое государство", поддерживающее гражданина в его решениях.
"Мы все и есть государство", — считает Кальюлайд, видимо, имея ввиду и неграждан Эстонии. Да что там, она решила ни много ни мало войти в число инновационных лидеров, и это в стране, где IT- специалисты не могут найти работу. Впрочем, простим новому политику, от нее не требуется мудрости, знаний и образованности. У нее задача быть рупором Вашингтона. И эту задачу она выполняет.
Заканчивает Керсти свое обращение следующими словами: "Какова роль президента Эстонии в международном общении, вам, читателям, очень хорошо ясно. Тоомас Хендрик Ильвес делал это прекрасно. Это очень высокий стандарт, который я собираюсь удерживать. Остающиеся в Кадриорге ботинки, очевидно, слишком велики. Мне придется найти свои, и по стилю они будут немного иными. Верю, что ты понимаешь! "
Осталось ответить на вопрос, а что делал Ильвес? В августе 2008 года он летал в Тбилиси, чтобы поддержать Михаила Саакашвили, заявлял, что Россию необходимо исключить из "большой восьмерки". С его именем связан скандал с переносом в Таллине "Бронзового солдата" — памятника воинам, погибшим за освобождение Эстонии от немецких войск в 1944 году. В одном из интервью, данном журналу "Шпигель", Ильвес заметил: "Наших людей убивали не красные или коммунисты. Наших людей убивали русские". Он наотрез отказался разговаривать по-русски с журналистом: "Я говорю на эстонском языке, он единственный государственный язык. Причин говорить на русском языке не больше, чем на английском, урду или японском…"
Кальюлайд пока еще хочет говорить со своими русскоязычными гражданами по-русски. Пока она говорит, что будет выстраивать отношения с Россией по примеру Финляндии, но надо иметь ввиду, что она бывший член партии эстонских националистов IRL, поэтому иллюзий быть не должно.
"Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности", — писал Фазиль Искандер. Сделают ли эстонцы выборы прямыми? Этого не произойдет, потому что около 30 процентов населения страны — русские в статусе неграждан. Потому что тогда к власти станут приходить политики, ориентированные на сотрудничество с Россией. Еще долго эстонцы будут внутренне неполноценными, потому что за спиной стоит "верный" союзник — США, который продиктовал национальную идею — ненависть к России. Разве это идея полноценного государства? Поэтому Кальюлайд при всем своем стремлении построить "этическое государство" этого сделать не сможет. Она не отклонится от курса на русофобию и регулярное салютование своим хозяевам в Вашингтоне. Почему же такого человека сделали президентом страны? Роль марионетки привела к кризису в экономике, социальной сфере, милитаризации, а в итоге к деградации качества управленческих кадров, особенно высшего звена. Даже Вашингтону выбрать не из кого.
"У меня есть только одна гипотеза, как она стала президентом", — сказал Правда.Ру Александр Носович, политолог, журналист-международник. — Эстонская элита не смогла самостоятельно выбрать президента, и президента назначили из внешнего управления, из Брюсселя и ЕС. Ничего особенного в эстонской внешней политике не изменится, может быть Керсти Кальюлайд будет более проевропейским президентом, менее проамериканским, но это не исключает того, что она будет направлять внешнюю политику Эстонии в том русле, которое нужно Вашингтону", — заметил эксперт.
По мнению Александра Носовича, под влиянием внешнеполитической и внутриполитической конъюктуры Кальюланд будет становиться все более антироссийским политиком. "Это несомненно, потому что эстонский мейнстрим — это антироссийская позиция. Это базовая точка для выстраивания их идентичности, противопоставление себя восточному соседу, ощущение русской угрозы".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.